Технический контроль

При изготовлении секций техническому контролю подлежат сборка и сварка секций; сдача секции на конструктивность, т. е. полный объем сборочно-сварочных работ, включая установку и сварку насыщения, установку транспортировочных обухов, разметку контрольных линий и маркировку; испытание сварных швов на непроницаемость. В качестве примера в табл. 6.1 приведены ориентировочные объемы и методы технического контроля днищевых секций.

6.1. Объем и методы технического контроля при изготовлении днищевых секций
Операции, подлежащие техническому контролю Контролируемые параметры Допустимые отклонения Инструменты, методы контроля
Установка высокого набора Отклонение от линии разметки ±2 мм Метр складной металлический
Разделка кромок ±5° Угломер
Зазор под сварку Щуп
Зачистка под сварку Визуально
Сварка набора Качество шва
Катет шва

Визуально
Калибромер
Сдача секции на конструктивность Отклонение насыщения от линии разметки ±2 мм Метр складной металлический, рулетка металлическая
Высота второго дна +8, —3 мм То же
Разделка кромок ±5° Угломер
Зазор под сварку Щуп
  Длина:
до 6 м
от 6 до 10 м
свыше 10 до 16 м
свыше 16 м
Ширина
Продольный и поперечный изгиб при длине:
до 6 м
свыше 6 до 10 м
свыше 10 до 16 м
свыше 16 м

±10 мм
±12 мм
±14 мм
±16 мм
±20 мм

10 мм
12 мм
14 мм
Рулетка



Теодолит, метр складной металлический
Скручивание при длине:
до 6 м
свыше 6 до 8 м
свыше 8 до 10 м
свыше 10 до 16 м
свыше 16 м
Линии ДП, контр, шп.

10 мм
15 мм
20 мм
25 мм
30 мм
±1 мм
То же


Рулетка
Непроницаемость сварных швов Керосином на мел или составом «Свалан»

После сдачи корпусных конструкций ОТК и испытаний на непроницаемость (в тех случаях, когда это предусмотрено технологическим процессом) их грунтуют. Перед грунтованием конструкции очищают от окалины, ржавчины, масел и других загрязнений с помощью специальных пневматических молотков для обивки окалины, пневматических стальных щеток, скребков и протирки ветошью. Так как на большинстве судостроительных заводов конструкции изготовляют из предварительно очищенного загрунтованного или пассивированного металла, перед грунтованием очищают лишь отдельные участки конструкций, имеющие налет ржавчины или загрязнения. Наносят грунтовку на поверхность конструкций двумя способами: кистью и с помощью пистолетов-распылителей. Кромки конструкций у монтажных стыков не грунтуют на ширине 50— 100 мм. В настоящее время на многих заводах имеются специальные участки для грунтования корпусных конструкций, размещаемые в изолированных от сборочно-сварочного цеха помещениях, оборудованные специальной системой вентиляции, а иногда и устройствами для ускоренной сушки грунтовки с помощью инфракрасного излучения.