Технология изготовления объемных секций оконечностей, надстроек и юта

Носовые и кормовые оконечности судна отличаются рядом конструктивных особенностей. Форма обводов корпуса в этих районах часто имеет двоякую кривизну, усложненную наличием кормового подзора или бульбообразных носовых очертаний. Соответственно этому усложнены конструкции деталей наружной обшивки и набора. Сборка секций оконечностей носит ярко выраженный объемный характер. В состав таких секций наряду с деталями наружной обшивки и набора входят плоскостные секции переборок, платформ и палуб,  узлы бракет и т. п. Кроме того, детали секций оконечностей сопрягаются с литыми частями фор- и ахтерштевней. Сборку объемных секций оконечностей производят в постоянных постелях или кондукторах. Вместе с тем технологические процессы сборки объемных секций оконечностей имеют много общего со сборкой днищевых и бортовых секций.

Сборка объемной секции кормовой оконечности. До начала работ сборочную постель проверяют и устанавливают в строго горизонтальное положение. Сборку секции начинают с установки в постель ахтерштевня. Это весьма ответственная операция. Ахтерштевень должен быть установлен так, чтобы ось его расточенного яблока совпала с будущей осью валопровода и лежала в одной плоскости с осью пера руля. В противном случае перо руля займет неправильное положение и для исправления потребуется повторная расточка яблока ахтерштевня с наплавкой его поверхности, если припуск на его обработку будет снят. Кроме того, соосная установка ахтерштевня облегчает сборку сопрягаемой с ним кормовой секции.

В настоящее время в судостроении освоен прогрессивный способ установки в секцию ахтерштевня с окончательно расточенным яблоком. Установку ахтерштевня в этом случае ведут следующим образом (рис. 6.17). За носовой кромкой постели устанавливают шергень 5. На нем закрепляют визирную планку, совмещая точку пересечения ее осевых линий с осью вала. Положение визирной планки определяют по плазовым данным. Ахтерштевень 2 устанавливают в постель краном на металлические клинья и закрепляют с помощью оттяжек с талрепами. В его яблоко посредством центрирующих колец вставляют оптический прибор 4. Окончательное закрепление ахтерштевня выполняют после его центрирования и проверки соосности. Допустимы следующие отклонения расстояний: от торца яблока до оси баллера ±5 мм, от линий кромки ахтерштевня до оси вала ±5 мм, между опорами руля ±5 мм, между носовой кромкой рудерпоста и торцом яблока ±15÷5 мм.


Рис. 6.17. Установка ахтерштевня:
1 — постель, 2 — ахтерштевень, 3 — центрирующие кольца, 4 — оптический прибор,  5 — шергень с визирной планкой, 6 — металлические клинья, 7 — стойка стапеля, 8 — основная линия, 9 — линия оси вала

После установки ахтерштевня и проверки его положения производят дальнейшую сборку кормовой секции. Указанные отклонения положения ахтерштевня не должны возрастать в процессе сборки кормовой секции. Это обеспечивается применением определенной последовательности сварки и строгим соблюдением установленных режимов. Положение ахтерштевня контролируют с помощью оптического прибора в течение всего периода изготовления кормовой объемной секции.

Сборка и сварка наружной обшивки. Наружная обшивка кормовой объемной секции состоит, как правило, из листов сложной кривизны, каждый из которых изготовлен с припусками. Сборку листов наружной обшивки выполняют после окончательной установки ахтерштевня в определенном порядке: от диаметральной плоскости к бортам, вверх и в корму. Первым укладывают в постель лист килевой коробки. Линию диаметральной плоскости намечают на килевой коробке, совмещают с такой же линией, нанесенной на лекала постели. Затем килевую коробку обжимают и закрепляют прихватками. Стоящие над килевой коробкой листы причерчивают по ее кромкам, прирезают и останавливают, используя риски пазов на лекалах постели. Каждый последующий пояс наружной обшивки пристыковывают к предыдущему, обжимают по лекалам постели и соединяют с ними и между собой прихватками. Кормовые кромки листов сопрягают с ахтерштевнем и соединяют с ним также прихватками. В процессе стыковки у листов удаляют припуски и разделывают их кромки под сварку. Собранную наружную обшивку предварительно контуруют. Приварку ахтерштевня выполняют в последнюю очередь после сварки всех швов наружной обшивки.

Разметка и установка набора и плоскостных секций. Разметку мест установки набора выполняют по плазовым эскизам и таблицам, применяя стеклинь, отвес, шланговый уровень и рейки.

Установку набора выполняют поочередно (рис. 6.18). Вначале устанавливают и сваривают поперечный набор (рис. 6.18, а). Платформы (рис. 6.18,6) и палубы (рис. 6.18, в) устанавливают и сваривают в последнюю очередь. На платформах 4 устанавливают и приваривают фундаменты,  детали насыщения и обуха. Сваренную секцию снимают с пастели, кантуют и устанавливают на тумбы. На лицевой стороне наружной обшивки 1 зачищают корень швов, удаляют прихватки и временные сборочные приспособления. Сварку лицевой стороны обшивки ведут вручную несколько сварщиков одновременно. Полностью сваренную секцию при необходимости рихтуют, затем маркируют.


Рис. 6.18. Последовательность сборки набора кормовой объемной секции:
а — установка поперечного набора, б — установка платформы. в — установка палубы; 1 — наружная обшивка, 2 — поперечный набор, 3 — настил второго дна, 4 — платформа, 5 — палуба

Сборка носовой объемной секции. Последовательность сборки носовой объемной секции во многом аналогична сборке кормовой объемной секции. Однако следует отметить некоторые особенности сборки. Одним из основных узлов носовых секций является форштевень. Способы его установки несколько проще, чем ахтерштевня.

При установке форштевня в постель проверяют  его положение по высоте (от основной плоскости до контрольной линии, нанесенной на форштевне), длине, относительно диаметральной плоскости (смещение).

Сборка объемных секций надстроек и юта. Такие секции (рис. 6. 19) составляют из тонколистовых плоскостных секций — поперечных переборок 1, бортовых стенок 2 и внутренних (продольных и поперечных) выгородок 3.


Рис. 6.19. Объемная секция надстройки

Объемные секции надстроек и юта в большинстве случаев собирают в перевернутом положении на лежащей выше палубе. Если палуба имеет конструктивную погибь, то сборку секции осуществляют в стоечной постели. Установку плоскостных секций выполняют после разметки палуб в следующей очередности. Устанавливают поперечную переборку так, чтобы ее линия диаметральной плоскости была совмещена с такой же линией на палубе. Затем бортовые стенки устанавливают так, чтобы теоретические линии их шпангоутов совпали с такими же на настиле палубы. Внутренние выгородки устанавливают с проверкой положения каждой из них по крену, дифференту и высоте.

Бухтиноватость бортовых стенок и переборок устраняют правкой (при толщине листов свыше 4 мм). Легкие внутренние выгородки толщиной 3—4 мм правят после установки объемной секции надстройки и юта в состав блока или на судно.