Теоретический чертеж корпуса судна

Изображение формы корпуса. Корпус судна симметричен относительно его диаметральной плоскости. Для изображения формы корпуса его рассекают системой плоскостей, получаемые при этом линии сечений и ограничительные линии вычерчивают на так называемом теоретическом чертеже (рис. 2.13). Для изображения корпуса судна теоретический чертеж, как правило, должен включать следующие проекции.


Рис. 2.13. Теоретический чертеж корпуса:
I—III — батоксы, 1—7 — ватерлинии, 0—21 — шпангоуты

Проекция «бок» изображает наружные контуры судна в разрезе по ДП, так как секущая плоскость проводится  вертикально в продольном направлении корпуса. Кроме того, чертеж содержит сечения, лежащие на одинаковых расстояниях друг от друга и параллельные ДП, так называемые батоксы. В зависимости от размеров судна принято давать от трех до пяти сечений; для более точного изображения формы судна при наличии конструктивных особенностей (бульб или острая форма) предусматривается еще одно сечение.

Обводы по ватерлинии дают сечения, которые при нормальном положении судна на плаву проводятся на равных расстояниях друг от друга параллельно уровню воды. Таким образом, проекция «полуширота» изображает ограничительные линии корпуса судна в горизонтальных плоскостях. Обычно ватерлинии делят конструктивную осадку на четное число одинаковых частей; иногда применяют более удобное разделение в метрах, а затем вычерчивают конструктивную ватерлинию (КВЛ), соответствующую расчетному полному водоизмещению судна.

Контуры теоретических шпангоутов образуются при делении корпуса судна вертикально под прямым углом к основной плоскости. Теоретические шпангоуты делят длину судна между перпендикулярами на четное число равных частей и обозначаются по направлению от носового перпендикуляра к кормовому арабскими цифрами; кормовым перпендикуляром является при этом шпангоут 10. Чтобы изобразить сложную форму оконечностей судна, вводят половинные шпангоуты, которые обозначают 1/2; 1 1/2..... 18 1/2, 19 1/2. В месте перехода корпуса в кормовую оконечность проводят еще и дополнительные шпангоуты, которые   от кормового перпендикуляра в корму обозначают по порядку отрицательными числами. Кроме того, на проекции «корпус»   изображают контуры кромки палубы (вид с носа);  а также палубы надстроек в оконечностях судна и фальшборта.

Положение секущих плоскостей всех трех проекций (корпус, полуширота, бок) показано на рис. 2.14; обычно кормовая оконечность лежит слева, а носовая — справа. На корпусе справа расположены шпангоуты носовой оконечности, слева—шпангоуты кормовой, на полушироте — ватерлинии левого борта. Продольные сечения можно считать как сечениями правого, так и сечениями левого борта. На этих чертежах теоретические линии отражают объем корпуса судна по наружной кромке шпангоутов. Внешним ограничением объема корпуса судна является, таким образом, внутренняя кромка наружной обшивки, причем различные толщины и неровности (соединения внахлест, удвоения и т. д.) не учитывают. Теоретический чертеж — основа всех судостроительных чертежей, например положения и контура конструктивных шпангоутов (плазовый чертеж), разверток листов, а также теоретических расчетов судна (например, расчетов остойчивости и дифферента).


Рис. 2.14. Изображение корпуса судна на теоретическом чертеже:
а — бок, б — корпус, в — полуширота; 1 — корпус носовой оконечности, 2 — диаметральная плоскость, 3 — корпус кормовой оконечности