Плазовые работы

Теоретический чертеж корпуса судна

Корпуса судов имеют разнообразную форму, которая зависит от типа и назначения судна. Наиболее проста форма корпуса несамоходных судов, корпус самоходных судов в большинстве случаев имеет сложные обводы.

Геометрическую форму наружной поверхности судового корпуса изображают с помощью теоретического чертежа. За основные плоскости проекций теоретического чертежа принимают следующие три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 10.1): вертикально-продольную, проходящую вдоль всего судна посредине его ширины и являющуюся плоскостью его симметрии. Эта плоскость называется диаметральной, плоскостью (ДП);

вертикально-поперечную, проходящую посредине длины судна и называемую плоскостью мидель-шпангоута горизонтальную, перпендикулярную двум предыдущим плоскостям, совпадающую с нижней кромкой вертикального киля. Эта плоскость называется основной плоскостью (ОП).


Рис. 10.1. Основные плоскости проекций теоретического чертежа.

1 — диаметральная плоскость: 2 — плоскость мидель-шпангоута; 3 — основная плоскость.

При пересечении поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными основным плоскостям проекций, образуются линии, характеризующие форму корпуса судна. Совокупность этих линий и составляет теоретический чертеж.

Линии теоретического чертежа, являющиеся следом пересечения наружной поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными плоскости ми-дель-шпангоута называются теоретическими шпангоутами. Как правило, при построении теоретического чертежа вычерчивают двадцать теоретических шпангоутов, отстоящих на равные расстояния один от другого.

Линии теоретического чертежа, являющиеся следом пересечения наружной поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными ОП, называются ватерлиниями.

Линии теоретического чертежа, являющиеся следом пересечения наружной поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными ДП, называются батоксам и.

Совокупность проекций линий теоретического чертежа на диаметральную плоскость называют «боком», на основную плоскость — «полуширотой» и на плоскость мидель-шпангоута — «корпусом». Вследствие симметричности обводов корпуса судна относительно ДП вычерчивают ватерлинии только одного борта. На проекциях «бок» и «полуширота» судно изображают так, чтобы с правой стороны располагался нос судна, а с левой — корма. На проекции «корпус» вправо от следа ДП вычерчивают носовые шпангоуты (считая от мидель-шпангоута), а по левую — кормовые шпангоуты.

Кроме шпангоутов, ватерлиний и батоксов на теоретическом чертеже наносят килевую и палубную линии, а также линии оконечностей, представляющие собой линии пересечения диаметральной плоскости с обводом корпуса по килю, палубе и оконечностям соответственно. На рис. 10.2 показан теоретический чертеж ледокольного судна.

Рис. 10.2. Теоретический чертеж корпуса ледокольного судна.