Виды пневматических работ

Пневматическими принято называть работы, которые выполняются с помощью инструмента, приводимого в действие энергией сжатого воздуха. Раньше, когда строились клепаные суда, трудоемкость пневматических работ: рубки, сверловки, клепки и чеканки, составляла 15—20 % от общей трудоемкости постройки судна. С переходом к сварному судостроению объем пневматических работ значительно сократился. Замена клепки сваркой привела к резкому уменьшению сверловочных работ, а также клепки и чеканки заклепочных соединений. Некоторое увеличение работ, связанных с выполнением заклепочных соединений, наблюдается в последние годы в связи с расширением применения алюминиево-магниевых сплавов для изготовления корпусных конструкций. Из этих сплавов часто изготовляют надстройки, рубки, кожухи дымоходов и дымовых труб, мачты и другие конструкции. Для присоединения ряда конструкций из алюминиево-магниевых сплавов к стальным конструкциям корпуса судна применяется клепка, так как сварка разнородных материалов до настоящего времени вызывает значительные трудности.

В свою очередь применение сварки способствовало появлению новых видов пневматических работ, в частности так называемых зачистных. К этим работам относятся: удаление с корпусных конструкций грата от тепловой резки и строжки, брызг от сварки, электроприхваток и остатков сварных швов от снятых временных сборочных приспособлений, рымов и т. п. К этим же работам относится зачистка от ржавчины и грязи соединяемых кромок деталей, поверхности сварных швов при многопроходной сварке, мест установки корпусных конструкций и т. п.

Большинство пневматических работ по корпусу выполняют рабочие соответствующих профессий — рубщики, сверловщики, клепальщики, чеканщики.

В последние годы на судостроительных заводах все шире развивается совмещение профессий рабочими различных специальностей, в частности судовые сборщики выполняют часть рубочных, сверловочных и зачистных работ, конечно, после сдачи экзаменов на право их проведения. Успешное выполнение заклепочного соединения в значительной степени определяется качеством сборки его под клепку, что также выполняют судовые сборщики. Судовой сборщик обязан знать основные сведения по пневматическим работам, которые кратко изложены ниже.