Подготовка построечного места к закладке судна

Закладкой судна называют установку и закрепление на построечном месте по заранее нанесенным базовым линиям корпусной конструкции (чаще всего днищевой секции), с которой начинают формирование корпуса. Такую корпусную конструкцию называют закладной.

Построечное место должно быть заранее подготовлено к закладке судна. Подготовительные работы включают: нанесение базовых линий, относительно которых проверяют положение корпусных конструкций на построечном месте; разметку мест и установку кильблоков и клеток, а также лесов. Допускаемое отклонение базовых линий от прямолинейности составляет обычно ±2 мм.

Наносить базовые линии на построечном месте следует оптическим способом. Лишь при постройке малых судов допустимо наносить их при помощи простого проверочного инструмента (шлангового уровня, шнурового отвеса, стеклиня и пр.).

Линию ДП и параллельные ей наносят следующим образом (рис. 13.24). В носовой и кормовой частях построечного места определяют с помощью рулетки точки его оси симметрии, между которыми будут пробивать линию ДП, и на металлических планках чертилкой наносят риски. Теодолит устанавливают и центрируют предварительно над носовой (или кормовой) точкой оси симметрии построечного места. Ось вращения теодолита устанавливают по уровню отвесно. Затем теодолит окончательно центрируют над точкой. Вертикальный штрих перекрестия зрительной трубы теодолита совмещают с кормовой (или носовой) точкой оси симметрии построечного места. Корпус теодолита закрепляют от вращения вокруг вертикальной оси. Зрительную трубу наводят поочередно на планки, расположенные по ДП, и фиксируют на них чертилкой положение следа ДП, затем прокернивают. Наносят линии батоксов аналогично линии ДП.


Рис. 13.24. Нанесение базовых линий на построечном, месте оптическим способом.

1 — теодолит; 2 — линия ДП; 3 — перпендикуляр к ДП; 4 — батокс; 5 — стойка; 6 — основная базовая линия; 7 — линия визирования; 8 — планки на построечном месте.


Для нанесения на построечном месте перпендикуляров к ДП на планках, расположенных на линии ДП, с помощью рулетки и чертилки намечают положение точек пересечения перпендикуляров с ДП. Теодолит устанавливают последовательно над каждой из точек пересечения перпендикуляра с ДП и центрируют над точкой. Оптическую ось зрительной трубы совмещают с ДП и закрепляют теодолит от вращения трубы вокруг вертикальной оси на время снятия отсчета по горизонтальному кругу. Затем корпус теодолита поворачивают на 90° вокруг вертикальной оси и вновь закрепляют, чтобы предотвратить возможное вращение вокруг нее. Вращая зрительную трубу вокруг горизонтальной оси, наносят последовательно точки соответствующего перпендикуляра на планках построечного места.

Для нанесения базовой основной линии ось вращения теодолита устанавливают по уровню отвесно. Ось зрительной трубы должна располагаться горизонтально. Вращая корпус теодолита вокруг вертикальной оси, наносят последовательно-точки следа базовой плоскости на стойках или колоннах построечного места.

При нанесении базовых линий с помощью простого проверочного инструмента для пробивки линии ДП на наклонном продольном стапеле между спусковыми дорожками устанавливают шергени (рис. 13.25). На шергени наносят риски половины расстояния между внутренними стенками рыбин спусковых дорожек. Затем над шергенями устанавливают временные стойки высотой около 1,5 м, на которые с шергеней переносят риски при помощи весков. По рискам просверливают отверстия диаметром 1,5—2,0 мм, через которые натягивают стеклинь. Опусканием веска со стеклиня на стапель определяют положение ДП. Линию ДП фиксируют кернами на металлических планках, забетонированных в тело стапеля. Перпендикуляры к линии ДП строят обычным геометрическим способом с применением штангенциркуля.


Рис. 13.25. Схема нанесения линии ДП на стапеле.

1 — рама; 2 — стеклинь с веском: 3 — шергень; 4 — спусковая дорожка; 5 — рыбина спусковой дорожки.

Для нанесения базовой основной линии при постройке крупных и средних судов пробивают так называемую световую линию. Обычно световую линию располагают на расстоянии 750—1000 мм от ДП судна на высоте 1000— 1200 мм от основания стапеля. Для пробивки световой линии вдоль стапеля устанавливают стойки, обычно изготовленные из швеллера на расстоянии 15— 20 м друг от друга. После установки всех стоек на них предварительно с помощью шлангового ватерпаса или метра наносят положение центров отверстий, через которые должна проходить световая линия. Затем по намеченным таким образом центрам в стойках вырезают отверстия диаметром 50— 60 мм, на носовой и кормовой стойках закрепляют мишеньки, представляющие собой металлические планки размером примерно 150 X 150 мм с отверстием диаметром 2,0—2,5 мм посредине. Положение центров этих отверстий должно строго соответствовать заданному отстоянию линии от основания и оси симметрии стапеля. За носовой стойкой в закрытом металлическом ящике с прорезью располагают электрическую лампу мощностью 500—1000 Вт (рис, 7.10).


Рис. 7.10. Пробивка базовой линии с помощью светового луча:
1 — источник света, 2 — планка с отверстием 0,8—1,5 мм, 3 — крайние стойки, 4 — устанавливаемая стойка, 5 — глаз наблюдателя

Процесс пробивки световой линии заключается в наведении отверстий мишенек промежуточных стоек на световой луч, проходящий через отверстия крайних мишенек. Промежуточные мишеньки наводят по команде рабочего, наблюдающего за появлением луча в отверстии кормовой мишеньки, и затем крепят электроприхватками к стойкам.

После разбивки построечного места, т. е. нанесения базовых линий, устанавливают кильблоки и клетки согласно данным чертежа закладки. При этом особое внимание обращают на точность положения верхней кромки кильблоков по высоте. При подготовке построечного места к закладке судна монтируют леса, проверяют исправность промышленных проводок и выполняют ряд других вспомогательных работ.