Электрическая сварка и прихватка

Способы сварки

Для современного судостроения характерна постройка сварных корпусов судов. Сварные конструкции обладают целым рядом преимуществ по сравнению с клепаными. Благодаря полному использованию рабочих сечений элементов конструкций, меньшей массе соединительных элементов и рациональной форме таких конструкций значительно экономится металл. Прочность и плотность сварных соединений весьма высока.  Применение сварки в судостроении позволило механизировать и автоматизировать производственные процессы, значительно усовершенствовать технологию и организацию постройки судов.

Сваркой называют технологический процесс образования неразъемного соединения двух элементов с междуатомной связью соединяемых элементов.

Все способы сварки можно разделить на две основные группы: сварка давлением и сварка плавлением. При сварке давлением металлы соединяют путем их нагрева и последующего прижатия. При сварке плавлением соединяемые части металла доводят до жидкого состояния, после остывания они образуют неразъемное сварное соединение. В этом случае внешнее давление не требуется.

К сварке плавлением относятся: газокислородная электродуговая, электрошлаковая и др.

Газокислородная сварка предусматривает использование для нагрева свариваемых кромок и присадочного металла тепла, выделяющегося при сгорании горючих газов (ацетилена и др.) в кислороде.

Электродуговая сварка основана на применении тепловой энергии электрической дуги для расплавления как основного, так и присадочного металла.

Электрошлаковая сварка основана на использовании для плавления свариваемого и присадочного металлов тепла, выделяющегося при прохождении электрического тока через расплавленный флюс.

Все три рассматриваемых способа сварки находят применение в судовом корпусостроении. Из них наиболее распространена электродуговая сварка. Применение газокислородной сварки в последние годы резко сократилось в основном из-за низкой производительности процесса и появления больших сварочных деформаций конструкций.

Существует множество способов сварки давлением, однако в судовом корпусостроении находит применение в основном только электроконтактная сварка.

При сварке этим способом соединяемые части металла нагреваются электрическим током, проходящим непосредственно через свариваемый металл. В месте контакта выделяется большое количество тепла, нагревающего металл до пластического состояния, после чего свариваемые части металла сдавливаются.