Автоматическое регулирование судовых энергетических установок

Системы автоматического регулирования на судах обеспечивают поддержание с определенной точностью заданного состояния процессов или протекание этих процессов по определенному закону без непосредственного участия человека. Каждая из систем выполняет присущие ей функции. Так, системы автоматического контроля записывают текущие значения контролируемых параметров (например, температуры в рефрижераторном трюме); системы автоматической сигнализации с помощью звукового и светового сигналов оповещают обслуживающий персонал о достижении контролируемыми параметрами определенных значений (например, о верхнем или нижнем уровнях жидкости в цистерне); система автоматической защиты предотвращает аварию механизмов при достижении каким-либо контролируемым параметром предельных значений (например, путем остановки компрессора при падении давления циркуляционной смазки).

Для правильной эксплуатации двигателей внутреннего сгорания большое значение имеет автоматическое регулирование заданной частоты вращения коленчатого вала, а также поддержание температурного режима и заданных параметров жидкостей в системах охлаждения и смазки двигателя. Главные двигатели с непосредственной передачей на гребной винт работают в переменном скоростном режиме, по так называемой винтовой характеристике. Регулятор частоты вращения, который устанавливают на таком двигателе, должен автоматически поддерживать любой скоростной режим, заданный на посту управления в интервале «малый ход» — «полный ход». Такие регуляторы называют всережимными.

Двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для привода в действие вспомогательных механизмов, например дизель-генераторов, должны работать в постоянном скоростном и переменном нагрузочном режимах. Следовательно, регулятор частоты вращения такого двигателя должен автоматически поддерживать постоянный скоростной режим, независимо от изменений и колебаний электрической нагрузки на генератор, в интервале «холостой ход» — «полная нагрузка». Такие регуляторы называются од но режимными.

Для предупреждения так называемого «разноса» из-за недопустимого увеличения частоты вращения двигатель снабжают предельным регулятором. Он автоматически включается в действие только тогда, когда частота вращения коленчатого вала превышает предельно допустимую. Автоматизация двигателей предусматривает также установку на них средств аварийно-предупредительной сигнализации, автоматической защиты и блокировки.

Одним из основных регулируемых параметров у паровых турбин является частота вращения ротора. На ГТЗА регулятор частоты вращения включается в работу в том случае, когда частота вращения ротора турбины превышает номинальное значение. На турбогенераторах, у которых необходимо обеспечить постоянную частоту вращения ротора турбины при любых колебаниях электрической нагрузки, применяют однорежимные регуляторы скорости, управляющие подводом пара к проточной части турбины.

Основные регулируемые параметры парогенераторов — уровень воды в пароводяном коллекторе, соотношение топлива и воздуха, давление и температура перегретого пара и давление газов в топке. В полностью автоматизированных парогенераторных установках регулируются также параметры, характеризующие работу обслуживающих систем и механизмов,— например температура или вязкость мазута, солесодержание питательной воды и др.

Любая система автоматического регулирования включает прибор, создающий импульс под влиянием какого-либо параметра, устройство для передачи импульса исполнительному или регулирующему органу, исполнительный или регулирующий орган.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что устройства автоматического регулирования охватывают почти все элементы эксплуатационного обслуживания как главных, так и вспомогательных механизмов судовых энергетических установок и на их основе возможна комплексная автоматизация всей энергетической установки. Некоторое увеличение стоимости постройки судна при насыщении его автоматикой в настоящее время не считают существенным, так как экономический эффект в результате уменьшения численности экипажа значительно превышает эти затраты (если учесть, что с уменьшением экипажа соответственно сокращаются расходы на изготовление спасательных средств и жилых помещений).

Вопросы для повторения
1.     Каково назначение автоматизации судовых энергетических установок?

2.     Возможно ли создание дистанционного управления без средств автоматизации?

3.     Изменение какого параметра при работе дизеля является наиболее опасным?

4.     Почему устройства аварийно-предупредительной сигнализации должны немедленно реагировать на уменьшение количества воды в парогенераторе?