Общие сведения о буксирных устройствах

Буксирным устройством судна называется совокупность деталей и механизмов, обеспечивающих возможность буксировочных операций. В состав этого устройства входят буксирные гаки, дуги, кнехты или битенги, клюзы, буксирные тросы и лебедки.

Буксирные лебедки устанавливают на буксирных судах и ледоколах. По назначению они разделяются на основные и вспомогательные, а по принципу действия — на лебедки простого действия и автоматические. Для лебедок всех видов применяется электрический, гидравлический или паровой привод, причем наибольшим распространением пользуется электрический привод.

Основные буксирные лебедки используются непосредственно для буксировки судов, плотов, плашкоутов и т. п., вспомогательные — для операций по подаче и выбиранию буксирных тросов-проводников, а также при швартовках судна. На транспортных судах лебедки устанавливают на корме, а на буксирных — в средней части судна.

Так как при буксировке в открытом море жесткое закрепление буксирного каната допустимо лишь при плавании в тихую погоду, на морских судах широкое применение получили лебедки, снабженные автоматическими приспособлениями для вытравливания троса при возрастании нагрузки на него.

По требованию Регистра СССР, необходимо обеспечить возможность буксировки любого судна другими судами. Для этой цели на каждом судне должен быть буксирный трос.

Суда-буксиры имеют специально оборудованное буксирное устройство, в состав которого входит и буксирная лебедка. Буксирная лебедка современного буксира-спасателя должна работать на режимах ручного и автоматического управления, т. е. должна быть оборудована устройством, обеспечивающим постоянное номинальное натяжение буксирного троса. Если натяжение буксирного троса становится меньше номинального, трос автоматически выбирается, а если больше — потравливается.

Буксирная лебедка должна обеспечивать возможность стравливания буксирного троса при движении судна, когда это требуется, и стопорение барабана лебедки с помощью тормоза. Необходимо также устройство, позволяющее наблюдать за натяжением троса у лебедки и на мостике. Предусматривается и звуковая сигнализация, которая включается в момент, когда на барабане лебедки остается минимальное количество шлагов троса (но не меньше трех).

На буксирных лебедках обязательно должен быть тросоукладчик. Буксирная лебедка должна обеспечивать буксировку не только на тихой воде, но и при волнении моря — без резких рывков и провисания буксирного троса. Несоблюдение этого требования может привести к разрыву троса или наматыванию его на гребной винт, а также к быстрому изменению расстояния между буксировщиком и буксируемым судном.