Демонтаж и разборка судовых паровых турбин

Для определения технического состояния главного турбозубчатого агрегата (см. рис. 48 и 50) и для подготовки его к ремонту проводят предремонтные испытания с выходом судна в море. Испытания позволяют выявить дефекты, которые не всегда можно обнаружить в процессе рабочей дефектации — такие, как нагрев трущихся деталей, стук и др. Демонтаж (снятие с судового фундамента) ГТЗА производят обычно при капитальном ремонте. Демонтажные работы выполняют в такой последовательности: удаляют воду и конденсат из трубопроводов и агрегата, удаляют масло; разобщают агрегат и парогенератор (отсоединяют главный паропровод); снимают контрольно-измерительные приборы и арматуру; отсоединяют трубопроводы, непосредственно соединенные с турбинами и редуктором; снимают обшивку и изоляцию турбин (иногда это делают на берегу после выгрузки с судна ГТЗА); разбирают и снимают ресиверы (перепускные трубы); убирают поручни и площадки.

Далее проводят ряд замеров с разборкой необходимых узлов: снимают кожух муфты, разъединяют фланцевые соединения полумуфты и замеряют разбеги полумуфт; полумуфту, установленную На звездочке ротора турбины, сдвигают в нос от среднего положения и записывают разбег (перемещение в миллиметрах); полумуфту, установленную на звездочке шестерни редуктора, сдвигают в корму и записывают размер.

Затем проверяют центровку турбин с редуктором; для этого вскрывают (разбирают) крышки шестерен подшипников редуктора, снимают полумуфты со звездочек роторов турбин и звездочек шестерен редуктора. Шестерни устанавливают на месте и собирают крышки подшипников; устанавливают стрелы и проверяют центровку турбин (соосность валов роторов турбин и валов шестерен редуктора); проверив центровку турбин, замеряют расстояние между центрами торцов турбин и редуктора. Проверяют просадку ротора по скобе и масляные зазоры в подшипниках при помощи свинцовых выжимок. Замеряют также зазоры скользящей опоры турбины.

После этого разбирают фланцевые соединения колеса редуктора и валопровода и проверяют соосность вала колеса редуктора и последнего промежуточного вала валопровода; проверяют центровку шестерен редуктора с его колесом свинцовыми выжимками, а также замеряют зазоры между торцами шестерен и торцами вкладышей. Замеряют разбег колеса в главном упорном подшипнике.

Последовательность выгрузки ГТЗА устанавливают в зависимости от его конструкции.

При выгрузке с судна трехкорпусного ГТЗА может быть рекомендован следующий порядок работ. Отсоединив от судового фундамента, выгружают ТВД и ТСД; разобщив фланцы главного конденсатора и ТНД, отсоединяют ТНД от судового фундамента и выгружают. До демонтажа ТНД под главный конденсатор устанавливают деревянные блоки и домкраты. После демонтажа ТНД отсоединяют и снимают пружинные опоры главного конденсатора, снимают с него водяные камеры (во избежание их повреждения при выгрузке) и выгружают главный конденсатор. Последним выгружают главный редуктор, отсоединив его от судового фундамента.

Доставленную в цех для ремонта турбину устанавливают на специальных подставках строго по уровню и приступают к разборке, на соответствующих этапах которой производят очистку деталей.

Для обеспечения равномерного, без перекоса, подъема верхней части статора устанавливают специальные приспособления — стойки 1 (рис. 90, а), отвертывают гайки фланцевого соединения горизонтального разъема; устанавливают отжимные болты, с их помощью отсоединяют крышку от нижней части статора и приподнимают примерно на 10 мм над плоскостью разъема; поднятую часть равномерно, без перекосов поднимают крапом с перерывами через каждые 10—20 мм подъема, пока верхние половины диафрагм не выйдут за пределы рабочих лопаток ротора. Параллельность плоскостей разъема корпуса и крышки во время подъема проверяют при каждой остановке путем замера расстояния между нижними и верхними фланцами корпуса в четырех точках по углам турбины. По мере подъема под крышку подкладывают деревянные брусья, чтобы избежать повреждений при ее случайном падении. Необходимо следить, чтобы вместе с крышкой не поднялись верхние уплотнения, если они не закреплены, и другие детали, которые могут упасть и причинить повреждения турбине. Подъем крышки возможен также с помощью нарезных колонок, по которым перемещаются кронштейны, закрепляемые на крышке турбины. Пользуясь механизмом подъема (трещоткой), осуществляют подъем; в этом случае отпадает необходимость в кране. Подняв крышку на небольшую высоту, приступают к определению осевых и радиальных зазоров, для чего укладывают свинцовые пластины толщиной 3 мм, шириной 30 мм и длиной 100 мм на лопатки, расположенные на верхней образующей ротора, и между дисками на ротор; на уплотнения укладывают свинцовую проволоку, придав ей конфигурацию лабиринтового уплотнения, чтобы она не была разрезана при опускании ротора. Очистив плоскости разъема от мастики, опускают крышку на место и обжимают несколькими болтами так, чтобы между фланцами не проходил щуп толщиной 0,05 мм. Вновь поднимают крышку на высоту примерно 300 мм от верхней кромки лопаток, отводят ее в сторону и укладывают на деревянные клетки разъемом вверх для удобства выемки диафрагм. Собирают выжимки свинцовых пластин и проволоки; замерив толщину, записывают верхние радиальные зазоры в облопатывании и в лабиринтовых уплотнениях.

Закончив эти промеры, вынимают ротор с помощью специального приспособления (рис. 90, б), следя за тем, чтобы не повредить детали проточной части. На корпус турбины устанавливают четыре направляющие стойки 1, на которые надевают поперечины 2. Ротор крепят к поперечным хомутам 3. Стропят ротор за поперечины, осторожно поднимая его с остановками через каждые 20—30 мм.

приспособление для подъема
Рис. 90. Приспособление для подъема.

Подняв ротор на нужную высоту, по нижней образующей корпуса на направляющие лопатки и уплотнения диафрагм и в корпус между ними укладывают свинцовые пластинки и проволоку, затем опускают ротор. Чтобы проверить, опущен ли ротор на место и не лежит ли он на свинцовых пластинах, проволоке или на других деталях, проверяют скобой его радиальное положение. Затем поднимают ротор и замеряют выжимки свинцовых пластин и проволоки. Измерения верхних и нижних радиальных зазоров следует производить у одних и тех же лопаток и частей ротора. Для этого ротор перед подъемом поворачивают на 180° по отношению к прежнему положению. После указанных измерений опускают ротор на подшипник в строго определенном положении, указанном в формуляре (обычно это крайнее осевое положение при сдвиге ротора в нос или корму), и измеряют осевые и радиальные зазоры в плоскости разъема.

Измеряемыми зазорами в плоскости разъема являются: радиальные зазоры каждого венца лопаток между их торцами и корпусом, кормовые и носовые осевые зазоры каждого венца, осевые и радиальные зазоры в уплотнениях. Зазоры измеряют в двух положениях ротора по маркам с помощью клиновых или пластинчатых щупов. Во избежание ошибок при замерах осевых зазоров диафрагмы должны быть отжаты по ходу пара и расклинены. Все полученные результаты вносят в таблицу. После выполнения измерений ротор поднимают и устанавливают на специальные козлы с вырезами для шеек вала ротора. Удаляют стопорные планки, фиксирующие положение диафрагмы в корпусе турбины, и, ввернув рымы в отверстия диафрагмы на разъеме, вынимают ее. Если в плоскости разъема диафрагмы отсутствуют отверстия, диафрагмы вынимают специальными приспособлениями (рис. 91, а) и краном. Штыри захватов подводят под бурты-выточки диафрагмы 1 (рис. 91,6); верхние концы захватов крепят к тросу 2 и с помощью гака 3 крана извлекают диафрагму из корпуса 4 турбины. При заклинивании диафрагм места их соединения с корпусом турбины обильно смачивают керосином и обстукивают по торцам и стыкам свинцовой кувалдой.

приспособление для выемки диафрагм
Рис. 91. Приспособление для выемки диафрагм.

Существует и другой способ выемки диафрагмы: на разъем статора турбины устанавливают с двух сторон планки высотой 20—25 мм. На них укладывают швеллер с двумя отверстиями, совпадающими с отверстиями в диафрагме. Ввернув в отверстия диафрагмы шпильки, навертывают на них гайки, отсоединяя диафрагму от корпуса турбины. Если это не дает результатов, то в корпусе статора под диафрагмой сверлят и нарезают два — три сквозных отверстия (до упора в диафрагму) и ввертывают болты. Действуя болтами и навертывая гайки на шпильки, вынимают диафрагму. В исключительных случаях, когда диафрагму не удается вынуть, протачивают торец ее обода со стороны входа пара или боковой поверхности выточки в статоре для диафрагмы. В проточенные места ставят полукольца на винтах и вынимают диафрагму.

Ротор в зависимости от состояния деталей разбирают частично или полностью. Так как диски ротора насажены на вал с некоторым натягом, при снятии их равномерно подогревают газовыми горелками до температуры 100° С (373 К) и стягивают болтами или небольшими винтовыми домкратами (рис. 92,6). Приспособлением, показанным на рис. 92, а, пользуются так: три стяжных болта 4 пропускают через разгрузочные отверстия в снимаемом диске, на резьбу правого конца стяжных болтов навертывают гайки, под которые подложены шайбы 5 диаметром больше диаметра разгрузочного отверстия. На левые концы стяжных болтов устанавливают диск 3 и на резьбу навертывают гайки. При ввертывании нажимного болта 1 в резьбу втулки 2 торец его упрется в левый торец вала ротора, создавая усилие, необходимое для стягивания диска. Вслед за первым снимают последующие диски, применяя стяжные болты соответствующей длины. Приспособление, показанное на рис. 92, б, используют так: два или четыре винтовых домкрата устанавливают между снимаемым соседним диском; между следующими дисками во избежание их изгиба устанавливают деревянные брусья-клинья 1. Вращая с помощью ключа 2 корпус каждого домкрата, создают усилие, необходимое для снятия диска.

съемка дисков
Рис. 92. Съемка дисков.