Дистанционное управление судовых энергетических установок

Дистанционное управление обеспечивает пуск, выход на заданный режим, остановку агрегатов и устройств СЭУ по командному импульсу. Системой дистанционного управления (в отличие от местного управления) называется такая система, при которой органы управления, поддерживающие заданный режим, находятся вне двигателя, механизма и т. д. Все органы дистанционного управления группируют в одном месте, которое называется постом или пультом управления (ПУ). Если на одном посту сосредоточено управление главными и вспомогательными механизмами, то он называется центральным постом управления (ЦПУ).

В зависимости от количества органов дистанционного управления посты бывают однорукояточные и многорукояточные.

В зависимости от вида энергии, используемой для управления машинами и механизмами, различают дистанционные посты управления механические, пневматические, электрические и комбинированные.

Дистанционное управление может быть неавтоматизированным или автоматизированным. При неавтоматизированном дистанционном управлении все операции по выводу механизмов на заданный режим выполняются обслуживающим персоналом в определенной последовательности и через определенный промежуток времени.

Дистанционное автоматизированное управление главными двигателями позволяет устанавливать требуемый режим с помощью рукоятки машинного телеграфа из ходовой рубки судна или с мостика. Все операции по выполнению заданного режима (пуск, управление, реверс, остановка) осуществляются автоматически по заданной программе. Системы дистанционного автоматического управления (ДАУ) получают все более широкое распространение на судах с дизельными установками. Такие системы обеспечивают не только дистанционный пуск и остановку главного двигателя, реверс и изменение частоты вращения, но и автоматическую запись реверсографом поданных команд, а в случае необходимости допускают полуавтоматическое управление с ЦПУ в машинном отделении, когда реверс производят вручную, а изменение частоты вращения — нажатием кнопки «больше» или «меньше».

На судах с паротурбинными установками обычно предусматривается дистанционное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). Основные устройства для управления ГТЗА, парогенераторной установкой и вспомогательными механизмами сосредоточены в центральном посту управления (ЦПУ), который находится в помещении, изолированном от машинного отделения. На мостике судна расположен пост управления ГТЗА через ЦПУ. Дистанционное автоматизированное управление ГТЗА с мостика обеспечивает:
—     программирование режимов управления ГТЗА; автоматическое прекращение выполнения этапов программы при падении давления пара в парогенераторах, повышении уровня воды в коллекторах парогенераторов или прекращении подачи энергии в систему управления;
—     применение системы автоматической защиты ГТЗА, которая останавливает его при выходе из строя системы управления, при понижении давления питательной воды, повышении частоты вращения сверх допустимой и т. д.;
—     контроль за состоянием агрегатов установки со стороны вахтенного механика, который в любой момент может переключить управление на себя.