Системы кондиционирования воздуха, отопления и вентиляции

Общие сведения

В настоящее время все крупнотоннажные и пассажирские суда морского флота оборудованы установками для кондиционирования воздуха. Под кондиционированием понимается обработка воздуха, обусловливающая изменение его температуры и влажности в требуемых пределах, а также подача и распределение его по помещениям судна.

В зимний период осуществляется подогрев и увлажнение вентиляционного воздуха, в летний — охлаждение и осушение. Обеспечение этих процессов является одной из главнейших функций системы кондиционирования.

Системы кондиционирования воздуха могут быть низконапорными и высоконапорными, одноканальными и двухканальными. В одноканальных системах охлаждаемый или подогреваемый воздух подается в помещение по одному воздухопроводу, а в двухканальных — по двум отдельным трубопроводам. В низконапорных системах давление воздуха в воздухопроводах поддерживается до 150 мм вод. ст. при скорости его 5—8 м/с. В высоконапорных системах давление воздуха доходит до 500 мм вод. ст., а скорость до 35 м/с.

Преимуществами высоконапорных систем кондиционирования являются более устойчивая подача воздуха в каждое помещение, удобство монтажа воздухопроводов, малые габариты и меньшая стоимость; недостатками — повышенный расход энергии на вентиляторы и увеличенный аэродинамический шум вследствие больших скоростей воздуха в каналах. Поэтому высоконапорные системы оборудуют специальными устройствами для устранения шума.

Шумоглушитель представляет собой часть кондиционера или канала с перфорированными (дырчатыми) стенками, за которыми уложен шумопоглощающий материал (капроновые очесы, поролон, войлок и т. д.).

Летом воздух охлаждается в центральном агрегате и нагнетается в жилые и служебные помещения, в которых поддерживается температура на б—8° ниже температуры наружного воздуха.

В зимний период вентиляционный воздух подогревается и увлажняется в камере увлажнения горячей водой или паром. Холодильная установка, обслуживающая систему кондиционирования воздуха, не отличается по устройству и принципу работы от провизионных или трюмных установок.

Несмотря на широкое внедрение систем кондиционирования, в ряде случаев приходится пользоваться обычными системами отопления. К ним относятся паровые, водяные, воздушные, и электрические системы. По санитарно-гигиеническим показателям наибольшие преимущества имеет воздушное отопление, наименьшие — паровое и электрическое, резко снижающие относительную влажность воздуха в помещениях и не обеспечивающие устойчивого теплового режима. При воздушной системе отопления нет надобности в индивидуальных нагревательных приборах и вентиляции; оно обеспечивает более устойчивый тепловой режим. Воздушное отопление следует рассматривать как частный случай системы кондиционирования воздуха. Применение парового отопления не допускается в жилых, общественных, медицинских помещениях и помещениях, где люди несут постоянную вахту (за исключением машинно-котельных отделений и подобных им помещений).

Для системы парового отопления используют сухой насыщенный пар с давлением не более 300 кН/м2 (3 кгс/см2). Принцип работы парового отопления заключается в передаче паром скрытой теплоты парообразования окружающему воздуху через стенки отопительных приборов (грелок).

Водяное отопление на морских судах широкого применения не нашло из-за большой массы оборудования и сложности монтажа в судовых условиях.

Система электрического отопления применяется только в тех помещениях, где установлены приборы, чувствительные к влаге и сырости (штурманская и ходовая рубки, радиостанции и др.). Эта система проста по устройству, допускает свободное перемещение электрогрелок с одного места на другое. Ограниченность применения этого вида отопления на судах объясняется высокой стоимостью.

Система вентиляции предназначена для обмена воздуха в судовых помещениях. Она предусматривает вентиляцию жилых и служебных помещений, машинных и котельных отделений, грузовых трюмов для обеспечения сохранности перевозимых грузов и бункеров или танков для удаления газов, выделяющихся из твердого и жидкого топлива.

Вентиляция может быть естественной и искусственной. При естественной вентиляции обмен воздуха в помещениях производится с помощью раструбных дефлекторов и эжекционных головок, размещенных на открытых участках палуб и рубок. При искусственной вентиляции воздух подают в помещения и удаляют из них с помощью вдувных и вытяжных вентиляторов через грибовидные головки, расположенные на открытых палубах.