Общая сборка тронкового двигателя

Пригнав верхние вкладыши, регулируют масляные зазоры, для чего в разъем каждого подшипника добавляют с двух сторон специальные прокладки. Затем на каждую шейку коленчатого вала по окружности укладывают три свинцовые проволоки так, чтобы длина шейки была разделена между проволоками на равные части (диаметр проволоки принимают равным двойной величине масляного зазора). Установив на место крышки подшипников с верхними половинами вкладышей, затягивают крышки гайками. Затем подшипники разбирают и микрометром замеряют толщину сплющенных проволок, снятых с коленчатого вала. Эти замеры дают величины масляных зазоров в подшипниках. Укладку вала проверяют ОТК завода и представитель Регистра СССР.

Для проверки положения оси цилиндра относительно оси коленчатого вала, установив втулки на место и закрепив цилиндры, проверяют пересечение и перпендикулярность осей цилиндров к оси коленчатого вала. Для этого струну 6 (рис. 122) устанавливают и выверяют по оси цилиндра, а кривошип проверяемого цилиндра ставят в горизонтальное положение. Между щеками кривошипа помещают распорки 7 и гайками 5 прижимают к щекам кривошипа угольники 2, на которые устанавливают и закрепляют струбцинами линейку 1. Распорку и угольники следует располагать так, чтобы ось линейки, делящая ее по толщине пополам, примерно совпала с осью OO1 кривошипа. Линейку устанавливают на расстоянии от рамовой шейки 4, равном радиусу кривошипа за вычетом радиуса мотылевой шейки 3. Если при проверке струна коснется линейки, это значит, что оси цилиндра и коленчатого вала пересекаются. Зазор между струной и линейкой, представляющий расхождение осей, измеряют щупом; допустимое отклонение от пересечения 0,20 мм.


Рис. 122. Проверка пересечения оси цилиндра с осью коленчатого вала.

Перпендикулярность осей цилиндра к оси коленчатого вала может быть проверена следующим способом. На мотылевой шейке коленчатого вала проверяемого цилиндра закрепляют хомут со стрелкой (рис. 123). Замерив зазоры между струной и стрелкой 2 в положениях 1 и 3 кривошипа 4 определяют разность между зазорами, которая покажет, на какую величину и в какую сторону ось цилиндра наклонена по отношению к оси коленчатого вала. Если зазоры окажутся одинаковыми, это значит, что ось цилиндра лежит в плоскости, перпендикулярной к оси коленчатого вала. Если расхождение превышает 0,1 мм на 1 м, шабрением опорной поверхности бурта втулки по опорной поверхности цилиндра можно исправить положение оси втулки цилиндра.


Рис. 123. Проверка перпендикулярности оси цилиндра к оси коленчатого вала.

Сборочный узел в составе шатуна и поршня, собранный при узловой сборке, застропливают за рымы, ввернутые в днище поршня, и опускают в цилиндр сверху при снятых поршневых кольцах. Если верхняя половина вкладыша мотылевого подшипника не закреплена и не может подниматься вместе с шатуном, эту половину укладывают по шейке соответствующего кривошипа, поставленного в ВМТ. Шейку кривошипа предварительно покрывают тонким слоем краски. Опуская узел, следят за тем, чтобы пятка шатуна совпала с половиной вкладыша; убедившись, что шатун правильно стал на вкладыш, освобождают поршень от стропа. Затем коленчатый вал проворачивают, делая остановки в средних положениях и в НМТ. Во всех этих положениях длинным щупом делают замеры по верху и низу поршня между поршнем и цилиндром в направлении оси коленчатого вала, т. е. со стороны носа и кормы (рис. 124), и записывают данные в таблицу. Зазоры между поршнем и втулкой в направлении, перпендикулярном оси коленчатого вала (левый и правый борта), не проверяют, так как поршень тронкового двигателя работает как ползун и будет прижиматься к стенке цилиндра то с одной, то с другой стороны. Замеряют также осевые зазоры по шейке с обеих сторон (нос, корма) по пригоняемому вкладышу. Если предварительная пригонка головного и мотылевого подшипников сделана правильно, то зазоры между поршнем и цилиндром будут одинаковые. При наличии расхождений производят дополнительную пригонку, для чего поршень с шатуном приподнимают, верхний подшипник снимают и шабрят, добиваясь удовлетворительных результатов; во время шабрения проверяют зазоры между поршнем и цилиндром, как указано выше.

?


Рис. 124. Измерение зазоров между поршнем и рабочей поверхностью цилиндра двигателя.

Нижнюю половину вкладыша пригоняют также на краску. Для
этого собирают мотылевый подшипник, проворачивают коленчатый вал и, разобрав нижнюю половину подшипника, пришабривают вкладыш; на квадрате 25X25 мм должно быть не менее 12 пятен краски. Затем регулируют масляный зазор в мотылевой подшипнике. Закончив окончательную выверку механизма движения и пригонку мотылевого подшипника, вновь разбирают его, поршень с шатуном вынимают из цилиндра, надевают поршневые кольца и вновь устанавливают на место этот узел. Для удобства опускания поршня с кольцами в цилиндр на верхнем торце цилиндра ставят специальную оправку (рис. 125), которая сверху расточена на конус и имеет внутренний диаметр, равный диаметру цилиндра. Проходя через коническую расточку оправки, поршневые кольца сжимаются  и свободно входят в цилиндр.


Рис. 125. Установка поршня с кольцами в цилиндр.

Страницы: 1 2 3