Общая сборка тронкового двигателя

После сборки основных узлов двигателя приступают к общей сборке, которую выполняют на сборочном стенде в цехе или на судовом фундаменте. Рассмотрим порядок общей сборки двигателя в цехе, принимая во внимание, что все нижеизложенное касается лишь малооборотных и некоторых среднеоборотных дизелей. Ремонт и сборку современных быстроходных дизелей выполняют на специализированных предприятиях, имеющих специальную технологическую оснастку. Правильность сборки в этом случае обеспечивает высокой точностью деталей таких дизелей.

Раму двигателя устанавливают на стендовые балки и проверяют горизонтальность площадок для станин. На раму сначала по длине, а затем поперек укладывают линейку, на которую накладывают уровень; обеспечивают горизонтальное положение рамы путем подклинивания с точностью до 0,05— 0,1 мм на 1 м длины рамы и закрепляют ее. Установив на раму станину, временно закрепляют ее болтами и проверяют горизонтальность опорных поверхностей станины под цилиндры, накладывая уровень на линейку, уложенную вдоль и поперек станины. При отклонении более 0,1 мм опорную поверхность под цилиндры шабрят. После этого на станину устанавливают цилиндры и временно закрепляют болтами.

Проверив при снятых рамовых вкладышах взаимное положение осей цилиндров и рамы двигателя, а также положение гнезд рамовых подшипников, окончательно закрепляют станину и цилиндры. При установке цилиндров допускается неперпендикулярность осей цилиндров к оси расточек гнезд рамовых подшипников, а значит, и к оси коленчатого вала не более 0,1 мм на 1 м длины рамы; смещение гнезд рамовых подшипников в стороны не должно превышать 0,4 мм.

Укладка коленчатого вала — одна из наиболее трудоемких и ответственных работ. В процессе укладки необходимо обеспечить равномерное прилегание рамовых шеек вала к их вкладышам и предотвратить возможность просадки вала, а также изгиба его оси. Укладка коленчатого вала в подшипники, залитые баббитом, заключается в шабрении рамовых подшипников по рамовым шейкам коленчатого вала с обеспечением указанных условий.

Рабочие поверхности вкладышей рамовых подшипников можно предварительно пригнать по фальшвалу (фальшвал — пустотелая труба, воспроизводящая размеры рамовых шеек коленчатого вала и их расположение по длине). Это значительно ускоряет и облегчает окончательную пригонку вала, сокращая число его подъемов. Перед пригонкой нижних вкладышей 4 рамовых подшипников по шейкам коленчатого вала 1 закрепляют их пластинами 3 и упорами 2, чтобы обеспечить плотное прилегание вкладышей к расточкам рамы, предотвратить их проворачивание при вращении фальшвала и коленчатого вала и обеспечить направление их в процессе опускания на вкладыши (рис. 119). Протерев вкладыши и рамовые шейки коленчатого вала и смазав шейки краской, осторожно опускают вал на подшипники. Затем, повернув вал на 360°, поднимают его и по отпечаткам краски на рабочих поверхностях вкладышей производят их шабрение. Эту операцию, сопровождаемую неоднократным подъемом и опусканием коленчатого вала, производят до тех пор, пока не будут окрашены рабочие поверхности вкладышей (не менее двух пятен на 1 см). При этом пятна краски должны равномерно располагаться по всем рабочим поверхностям вкладышей.


Рис. 119. Закрепление вкладышей при укладке коленчатого вала.

В процессе пригонки вкладышей проверяют положение коленчатого вала в вертикальной и горизонтальной плоскостях и прямолинейность его оси. Для этого замеряют раскепы индикатором или штихмасом и положение коленчатого вала в вертикальной плоскости контрольной скобкой (рис. 120).


Рис. 120. Скоба для проверки положения коленчатого вала в вертикальной плоскости.

Раскепом называется разница расстояний между щеками кривошипов, измеренная при их взаимно противоположных положениях (ВМТ и НМТ, правый борт и левый борт). Поэтому различают вертикальный и горизонтальный раскепы. По длине каждой рамовой шейки делают не менее двух измерений (на носовом и кормовом концах) при четырех положениях кривошипа (ВМТ, правый борт, НМТ, левый борт), замеряя щупом зазор б. В горизонтальной плоскости проверяют расстояние от шейки вала до расточки рамы с двух сторон шейки (рис. 121).

Уложив коленчатый вал на нижние вкладыши и сняв детали крепления, пригоняют по рамовым шейкам верхние половины вкладышей. Для этого рамовые шейки коленчатого вала покрывают тонким слоем краски, устанавливают верхние половины вкладышей и закрепляют их крышками подшипников. Коленчатый вал проворачивают, снимают крышки и вкладыши и шабрят рабочие поверхности вкладышей.


Рис. 121. Проверка положения коленчатого вала в горизонтальной плоскости.

Страницы: 1 2 3