Судовые вспомогательные и утилизационные парогенераторы

Назначение и классификация

Парогенератором называется агрегат, предназначенный для получения насыщенного или перегретого водяного пара с давлением выше атмосферного. Источником теплоты, необходимой для парообразования, может служить химическая энергия сжигаемого топлива или энергия расщепления ядер тяжелых элементов.
Парогенератор вместе с обслуживающими его устройствами называют парогенераторной установкой или парогенераторным агрегатом. Парогенераторы, предназначенные для обеспечения паром вспомогательных механизмов и общесудовых нужд (отопление, бани, души, ванные, приготовление пищи и кипяченой воды), называются вспомогательными. Вспомогательные парогенераторы на паровых судах часто не устанавливают, так как эффективность работы главного парогенератора при значительном уменьшении нагрузки на стояночном режиме обычно оказывается не ниже, чем у малого вспомогательного парогенератора, который является дополнительным элементом, усложняющим пароэнергетическую установку.
В последнее время на морских танкерах с пароэнергетическими установками получили распространение установки, имеющие в своем составе один главный и один вспомогательный парогенераторы. Паропроизводительность вспомогательного парогенератора в этом случае рассчитывается из условия обеспечения хода судна со скоростью не более 7—8 уз при аварии главного парогенератора. В обычных условиях эксплуатации судна пар от вспомогательного парогенератора используется при подогреве груза в танках, на нагревание воды для мойки танков, на питание двигателей привода грузовых и зачистных насосов и т. п. На теплоходах, особенно пассажирских, и танкерах с дизельными установками вспомогательный парогенератор обязателен. На таких танкерах пар от вспомогательных парогенераторов используется для подогрева груза, мытья танков, для работы грузовых насосов, а также для питания вспомогательной энергетической установки.
Вспомогательные парогенераторы обычно вырабатывают насыщенный пар давлением 0,5—1,6 МН/м2 (5,5—16 кгс/см2). При необходимости иметь пар более низкого давления на отборе устанавливают редукционные клапаны.
Судовые вспомогательные парогенераторы разделяются на водотрубные и огнетрубные. Водотрубными называются парогенераторы, у которых внутри трубок циркулирует вода, а снаружи трубки омываются газами; эти трубки называются водогрейными. У огнетрубных парогенераторов внутри трубок проходят горячие газы, а снаружи трубки омываются водой; эти трубки называются дымогарными. Водотрубные и огнетрубные парогенераторы бывают с горизонтальным и вертикальным расположением трубок. По роду циркуляции воды различают парогенераторы с естественной и принудительной циркуляцией. Парогенераторы, имеющие элементы водотрубного и огнетрубного парогенераторов, называются комбинированными. Те парогенераторы, у которых используется теплота отработавших газов от двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин, называют утилизационными. Иногда их оборудуют самостоятельной топливной форсункой, чтобы парогенератор мог работать во время бездействия главного двигателя; такие парогенераторы называют комбинированными утилизационными.


Слесарь-судоремонтник