Основные положения по организации ремонта судов

Надзор за техническим состоянием судов. Типы судоремонтных предприятий, их структура

Техническое состояние судов в процессе их эксплуатации должно обеспечивать безопасность выполнения пассажирских и грузовых перевозок или специальных работ в заданном районе плавания. В Советском Союзе вопросами безопасности плавания судов занимается Регистр СССР, который на основе систематического изучения опыта постройки и эксплуатации судов создает правила их постройки и надзора. Морской Регистр СССР — государственный орган технического надзора.
Технический надзор за ремонтом судов осуществляется путем проверки качества ремонта ответственных узлов. Судоремонтные предприятия согласовывают с Регистром наиболее ответственные работы и технологические процессы, а также программы швартовных и ходовых испытаний. По стальным судам внутреннего плавания те же функции осуществляет Речной Регистр РСФСР.
Предприятия, выполняющие ремонт судов и установленных на них машин, механизмов и другого судового оборудования, называются судоремонтными предприятиями (заводами).
В зависимости от категории ремонта и типа судов, а также от устройства и оборудования цехов судоремонтные предприятия делятся на судоремонтные заводы, судоремонтные мастерские и ремонтно-эксплуатационные базы. Особое место занимают суда-мастерские. В системе Министерства морского флота существуют «базы технического обслуживания» (БТО), выполняющие ремонтные работы в период эксплуатации судов.
Каждое судоремонтное предприятие представляет собой совокупность промышленных сооружений, технологического и другого оборудования. Оно должно иметь соответствующую территорию, акваторию для размещения судов, соответствующие цехи, судоподъемные сооружения, энергетическое, складское, транспортное хозяйство. На территории предприятия обычно располагаются все промышленные сооружения. Территория должна иметь достаточную причальную линию для расстановки судов.
Цехи судоремонтного предприятия в зависимости от вида выполняемых работ разделяются на производственные (основные), заготовительные, вспомогательные и обслуживающие.
К группе производственных цехов могут относиться: механический, слесарно-монтажный, корпусно-котельный, деревообрабатывающий, электроремонтный, трубомедницкий, судоподъемный, малярно-такелажный. Следует иметь в виду, что корпусный, котельный и некоторые другие цехи могут быть самостоятельными цехами в группе основных. В группу заготовительных цехов входят литейный, кузнечный и лесопильный. К группе вспомогательных цехов относятся инструментальный, ремонтный и электроремонтный. Группа обслуживающих цехов включает транспортный и энергетический цехи. Производственные цехи выполняют работы непосредственно по ремонту судов, обрабатывают заготовки, которые поступают из заготовительных цехов. Детали механизмов, а при необходимости и новые изделия изготовляют в механическом цехе. Слесарные работы по пригонке, сборке, опрессовке и регулировке деталей, узлов или механизмов производят в слесарно-монтажном цехе (на ряде предприятий он объединен с механическим). Работы по ремонту корпусов судов и парогенераторов выполняет корпусно-котельный цех. Ремонт и изготовление деревянных частей корпуса и надстроек, мебели и оборудования выполняет деревообделочный цех; иногда в его состав входит участок по изготовлению моделей для отливки в литейном цехе. В деревообделочном цехе может также быть малярный участок, если он не является самостоятельным цехом. Ремонт судового электро-и радиооборудования выполняется в электроремонтном цехе, либо для выполнения этих работ привлекается специализированное электроремонтное или электромонтажное предприятие. В трубомедницком цехе ремонтируют и изготовляют трубопроводы. Иногда, когда нет отдельного цеха, в трубомедницком цехе ремонтируют теплообменные аппараты. Подъем судов выполняет судоподъемный (доковый) цех. Литейный цех обеспечивает изготовление литья. Кузнечный цех занимается изготовлением поковок. Лесопильный цех производит распиловку и сушку леса.
Вспомогательные цехи обеспечивают нормальную производственную деятельность основных и заготовительных цехов. Так, ремонтный цех производит ремонт технологического оборудования (станков) судоремонтного предприятия, инструментальный цех обеспечивает инструментом производственные участки цехов.
Транспортный цех обеспечивает все транспортные операции, связанные с производственной деятельностью завода; в его ведении находятся внутризаводские рельсовые и безрельсовые транспортные средства и плавсредства. Служба главного энергетика обеспечивает предприятие всеми видами энергии. Электроэнергией предприятие снабжается через трансформаторные подстанции, водой — от городского водопровода, паром — от котельной предприятия; имеется также компрессорная станция для получения сжатого воздуха.
Для подъема судов с целью их осмотра, ремонта и окраски подводной части корпуса используют судоподъемные сооружения. К ним относятся сухие и плавучие доки, эллинги и слипы.
Судоремонтное предприятие возглавляет директор завода. Ему непосредственно подчинены отделы заводоуправления: планово-экономический, снабжения, кадров, труда и заработной платы, капитального строительства, технического контроля и др. Директор имеет заместителей, через которых осуществляет руководство всеми подразделениями завода. Первым заместителем директора является главный инженер, в ведении которого находятся отделы: планово-производственный, технический, главного механика, главного энергетика, техники безопасности, центральная лаборатория.
Начальники цехов руководят производственной и хозяйственной деятельностью цехов, отвечают за выполнение производственной программы по всем показателям, за сохранность и правильное использование цехового оборудования и материальных ценностей, обеспечение нормальных условий труда рабочих и соблюдение ими правил техники безопасности, за внедрение стандартов и передовой технологии. Непосредственно начальнику цеха подчинены: бухгалтерия, ведающая учетом производства и расчетами с работающими; механик цеха, руководящий работой ремонтных бригад и обеспечивающий нормальную работу технологического оборудования; энергетик цеха, отвечающий за энергохозяйство цеха; экономист цеха, распределяющий задания производственным участкам, ведущий учет выполнения плана и анализирующий экономическое состояние цеха (часто этими вопросами занимается планово-распределительное бюро цеха).
Начальник цеха имеет заместителя, а в крупных цехах — двух заместителей; в этом случае первый является заместителем начальника цеха по производству, второй — по подготовке производства. Заместителю начальника цеха по подготовке производства подчинены: бюро технологической подготовки производства (БТПП), занимающееся, в частности, внедрением новой техники и передовой технологии и разрабатывающее чертежи на изготовление несложной оснастки, и бюро инструментального хозяйства, обеспечивающее цех инструментом из центрального инструментального хозяйства. Кроме того, цеховое бюро инструментального хозяйства занимается ремонтом инструмента и изготовлением несложных приспособлений и специального инструмента.
Заместителю начальника цеха по производству подчиняются производственные участки цеха, непосредственно выполняющие работы по ремонту судов. Эти участки возглавляют начальники участков, имеющие в своем подчинении производственных мастеров, которые руководят рабочими (бригадами). Производственный мастер является центральной фигурой на производстве, он организует работу бригад, несет ответственность за выполнение плана по всем показателям, обеспечивает бригады рабочими нарядами на выполняемые работы, проводит инструктаж с рабочими по производственным вопросам, технике безопасности и др.
Работающие на предприятии руководствуются правилами внутреннего распорядка, регламентирующими производственную деятельность работающих и их поведение на предприятии.


Слесарь-судоремонтник