Понятие о системах смазки и смазочных устройствах

В зависимости от типа механизма и условий его работы применяют ту или иную систему смазки. Так, для смазки дизелей используют циркуляционную (принудительную) смазку разбрызгиванием, комбинированную и смазку с дозированной подачей к трущимся деталям. Циркуляционная система смазки получила наибольшее распространение. Различают циркуляционные системы с «мокрым» и «сухим» картером. В системах с мокрым картером основное количество масла находится в поддоне картера двигателя, откуда оно забирается циркуляционным масляным насосом и после завершения цикла смазки самотеком стекает обратно в поддон. В системах с сухим картером имеется дополнительный масляный бак, размещаемый вне двигателя, для постоянного перекачивания в него масла из поддона.

Ручная смазка является самой простой и вместе с тем самой несовершенной. При такой смазке масло подают в предназначенные для этого отверстия через определенные промежутки времени.

Централизованная смазка заключается в подаче масла под давлением ко всем смазываемым поверхностям, но без циркуляции масла; такая система сопряжена с большим расходом масла и на судах, как и ручная смазка, применяется крайне редко.

Дозированная периодическая подача смазки осуществляется многоплунжерными насосами с механическим приводом. Такие насосы называются лубрикаторами. Их применяют, например, для смазки цилиндров и поршней мощных малооборотных дизелей. Лубрикатор обеспечивает подачу масла с преодолением противодавления до 980·104 П/м2 (100 кгс/см2). Количество насосных секций в лубрикаторе равно числу точек подвода смазки. Лубрикатор надежен в работе и допускает точную регулировку подачи масла. Он состоит из трех основных узлов: насоса с клапанами и плунжерами (поршнями), привода и масляного резервуара. Получая вращательное или качательное движение от смазываемого механизма, привод вращает валик, который своими кулачками воздействует на плунжеры, сообщая им возвратно-поступательное движение. При этом осуществляется подача масла, поступающего из резервуара, к соответствующим трущимся поверхностям по трубкам, присоединенным к насосным секциям. Лубрикатор снабжен также ручным приводом.

Кольцевая смазка осуществляется свободно висящим на цапфе вала кольцом. Под действием силы трения, возникающей между цапфой и кольцом, последнее вращается, захватывая из ванны, расположенной в корпусе подшипника, масло и подавая его на цапфы. Смазав цапфу, масло стекает в ванну и вновь захватывается кольцом.

В циркуляционных системах смазки применяют насосы как с автономным приводом, так и навешенные, т. е. с приводом от смазываемого механизма. Преимущественное применение находят шестеренные и винтовые насосы. Их конструкция подробно рассмотрена в гл. VII. В ряде случаев целесообразно иметь реверсивный насос. Устройство односекционного реверсивного масляного насоса приведено на рис. 43. Насос состоит из корпуса 1, внутри которого установлены ведущая 4 и ведомая 7 шестерни, всасывающий и нагнетающий клапаны. Насос работает следующим образом. При вращении ведущей 4 и ведомой 7 шестерен создается с одной стороны (со стороны выхода зубцов из зацепления) область разрежения, а с другой (со стороны входа зубцов в зацепление) — область нагнетания. Масло засасывается в насос и переносится во впадинах между зубьями шестерен в область нагнетания. Во время реверса двигателя направление вращения шестерен изменяется, и области разрежения и нагнетания меняются местами. Чтобы сохранить постоянным направления подачи и нагнетания масла, в насосе установлены автоматические клапаны и предусмотрен обводной канал.

реверсивный масляный насос шестеренного типа
Рис. 43. Реверсивный масляный насос шестеренного типа.

Работа клапанов ясна из рис. 43. При вращении ведущей шестерни 4 по часовой стрелке область всасывания находится в районе расположения двух верхних клапанов 2 и 3. Под действием разрежения верхний правый клапан 3 открывается, и масло по обводному каналу поступает к шестерням; левый клапан 2 в это время прижат к седлу. Под действием нагнетания открывается нижний левый клапан 6, а нижний правый клапан 5 прижимается к седлу. При изменении направления вращения шестерен области всасывания и нагнетания меняются местами, и масло поступает через нижний правый и верхний левый клапаны, а нижний левый и верхний правый клапаны закрываются.

Вопросы для повторения
1.     Для чего предназначена смазка в судовых механизмах?

2.     Какие смазочные материалы вы знаете?

3.     Сделайте сравнительную оценку систем смазки с сухим и мокрым картером с точки зрения их достоинств и недостатков.

4.     Как работает реверсивный шестеренный насос?