Ремонт элементов электрогидравлической рулевой машины

До начала демонтажа рулевой машины маркируют ее узлы и наносят установочные риски, фиксирующие положение отдельных узлов на судовом фундаменте. Демонтаж рулевой машины выполняют путем поочередного снятия с фундамента (после отсоединения трубопроводов) следующих узлов: электродвигателей, насосов регулируемой производительности, механизмов управления насосами со штурвальной тумбой и теледвигателей привода к баллеру руля.

Привод баллера руля демонтируют в такой последовательности: разбирают ползуны и снимают продольные балки, разбирают соединения плунжеров, перемещают плунжеры к днищам цилиндра и снимают шарниры, отсоединяют от цилиндра и снимают поперечные балки; последними снимают цилиндры с плунжерами.

Доставленные в цех детали разбирают и дефектуют. Плунжеры при износе, наличии царапин и задиров протачивают по наружному диаметру; перед проточкой собирают их попарно. Отдельные коррозийные повреждения на поверхности плунжеров заваривают и протачивают. Если имеются выработки в отверстиях для болтов в вилках плунжеров, отверстия развертывают до получения цилиндрической формы. По отверстиям изготовляют новые болты.

Если посадочные отверстия в цилиндрах для втулок и колец сальников имеют отклонения от цилиндрической формы, то поверхности этих отверстий протачивают, а втулки и кольца заменяют новыми; их заменяют также, если после проточки плунжеров зазоры между ними и втулками будут слишком большими. После запрессовки в цилиндры втулки растачивают, учитывая размеры плунжеров. Коррозийные разъедания и раковины на наружной поверхности цилиндра, уменьшающие толщину стенки не более чем на 10%, исправляют заваркой. Опорные поверхности лап цилиндров пришабривают.

Ремонт шарниров заключается в устранении неравномерного износа цапф проточкой и шлифованием. После механической обработки цапф вкладыши плунжеров заменяют новыми. При ремонте продольных балок обычно обрабатывают их рабочие поверхности механическим или ручным способом. При ремонте ползунов обрабатывают рабочие поверхности наделок; рабочая поверхность ползуна должна быть параллельна оси расточки шарнира под вкладыши. При значительном износе наделки заменяют новыми.

Сборку привода к баллеру можно производить непосредственно на судне или в цехе с помощью специальных приспособлений с последующим монтажом на судне. При сборке в цехе монтаж на судне упрощается: в цехе производится предварительная сборка, а на судне окончательная. Предварительную сборку цилиндров, поперечных и продольных балок осуществляют на разметочной плите. На плите устанавливают носовые цилиндры и временно собирают с ними поперечные балки, затем собирают кормовые цилиндры с поперечной балкой и собранные блоки устанавливают на определенном расстоянии один от другого. После этого блоки временно собирают с продольными балками и проверяют их взаимное расположение. При удовлетворительных результатах цилиндры с балками собирают на пригоночных болтах и отправляют на монтажный стенд, где и производят окончательную сборку. Для облегчения сборки на монтажном стенде нанесены осевые линии и метки расположения цилиндров и оси фальшбаллера. На монтажном стенде размещают и закрепляют фальшбаллер перпендикулярно к поверхности стенда. На фальшбаллер устанавливают румпель и проверяют горизонтальное положение его цапф.

Установив носовые цилиндры на отжимные приспособления, с помощью которых можно перемещать цилиндры в вертикальной плоскости, центруют их до совмещения нанесенных на них осевых линий с осевыми линиями на монтажном стенде. Так же устанавливают кормовой блок цилиндров. В цилиндры заводят плунжеры и временно собирают продольные балки с цилиндрами. На цапфы румпеля устанавливают шарниры и собирают вилки плунжеров с цапфами шарниров. Вращая румпель, проверяют центровку узлов привода; после этого собирают ползуны и вновь проверяют центровку, наличие установочных рисок и маркировку деталей, затем разбирают привод на узлы для удобства погрузки на судно.

Перед монтажом рулевого привода румпель устанавливают в диаметральной плоскости судна. На цапфы румпеля насаживают шарниры и устанавливают их по контрольным рискам, нанесенным при сборке в цехе, а поперечные балки собирают с цилиндрами, закрепляют калиброванными болтами и устанавливают на отжимные приспособления. После этого носовую и кормовую пары цилиндров собирают с продольными балками, на продольные балки устанавливают ползуны и собирают их. Для сборки шарниров с плунжерами перемещают плунжеры к шарнирам, совмещают отверстия в вилках плунжеров и собирают эти соединения.

После сборки этого узла проверяют совпадение нулевого положения румпеля с нулевым положением контрольной шкалы. Замерив высоту клиньев под лапы цилиндров, обрабатывают клинья, пригоняют их по месту, сверлят отверстия и временно закрепляют цилиндры. Затем проверяют центровку привода по румпелю; при этом плунжеры должны быть параллельны диаметральной плоскости судна и находиться в плоскости, перпендикулярной оси баллера. Проверяют также зазоры между направляющими плоскостями продольных балок и ползунами. Закончив эти проверки, Закрепляют цилиндры на судовом фундаменте окончательно.

При монтаже масляных насосов регулируемой производительности помещают их на отжимные приспособления, временно устанавливают сальники на переборках, пропускают через них тяги управления, выверяя правильность их положения, и соединяют с насосами. Для окончательной установки насосов замеряют высоту клиньев, обрабатывают клинья по замерам, пригоняют по месту и закрепляют насосы. После этого выполняют монтаж приводов управления насосами, приемника теледвигателя и тумб механического управления.