Ремонт гребных винтов

При разъедании лопастей винтов до 10—15% площади их исправляют наплавкой. Наплавку стальных гребных винтов производят электросваркой, а наплавку чугунных гребных винтов — электросваркой с предварительным подогревом лопасти до 650—700° С (923—973 К) или газовой сваркой, также с подогревом. Наплавку бронзовых или латунных гребных винтов обычно осуществляют газовой сваркой. Хорошие результаты дает электросварка в среде аргона. Выкрашивание кромок лопастей исправляют наплавкой. Трещины в лопастях гребных винтов заваривают с предварительной разделкой.

Правку изогнутых лопастей стальных гребных винтов осуществляют механическим или гидравлическим способом с подогревом лопасти до 850—900°С (1123—1173 К). Надежным способом считается правка лопастей в специальном жестком кондукторе. После правки лопасти подвергают отжигу при температуре 850—950°С (1123—1223 К). Бронзовые и латунные гребные винты правят в холодном состоянии с применением гидравлических домкратов.

Если разъедание лопастей значительно или если лопасти обломаны, винты ремонтируют приваркой наделки взамен негодной части лопасти. При смятии шпоночного паза разделывают его на больший размер по ширине и пригоняют новую шпонку или грани шпоночного паза наплавляют и обрабатывают на чертежный размер. При сборке винтов со съемными лопастями необходимо обратить внимание на пригонку основания лопасти к ступице, а также на правильность затяжки и шплинтовки болтов. Устранив дефекты, пригоняют ступицу гребного винта по конусу гребного вала или по специальному калибру.

После ремонта винты подвергают балансировке. Статическая балансировка гребных винтов может осуществляться различными способами: на цилиндрической оправке и призмах (ножах), подобно статической балансировке диска ротора турбины; на цилиндрической оправке в центрах токарного станка; в горизонтальном положении на специальных балансировочных станках.

На рис. 134 показана схема балансировочного станка. На каленом шарике 2 с помощью конусной оправки 1 установлен гребной винт 3. Шарик расположен на вертикальном шпинделей.

схема станка для балансировки гребного винта
Рис. 134. Схема станка для балансировки гребного винта.

В станке для шарика имеется гнездо. При вращении рукоятки 4 при помощи нажимного винта 5 и рычага 6 шпиндель 8 поднимает гребной винт над корпусом 7 стенда. При этом винт наклоняется в сторону более тяжелой лопасти. Уравновешивание винта достигается снятием или добавлением металла. Этот способ балансировки обеспечивает большую точность, чем балансировка на ножах, а также требует меньше времени и места. Динамическая балансировка производится в тех случаях, когда гребные винты работают с большой частотой вращения.

У гребных винтов регулируемого шага (ВРШ) наблюдается износ различных деталей механизмов силового цилиндра, поршневых колец, подшипников, золотников и их втулок, кулисных
камней и резиновых уплотнителей. Может также иметь место загиб лопастей, обрыв центральных цапф и пальца дискового эксцентрика, износ корпуса масляного насоса и т. п.

Выработку цилиндра серводвигателя устраняют заливкой баббитом и расточкой на номинальный размер. Кольца поршня серводвигателя заменяют, золотниковые втулки развертывают на больший размер, золотники же изготовляют новые и притирают совместно с втулкой.

Лопастные шайбы винтов очищают от коррозии в местах соприкосновения с лопастями и с резиновыми уплотнениями и хромируют слоем 0,2 мм. Вновь изготовленные кулисные камни пришабривают по ползуну. Цапфы и дисковые эксцентрики в процессе ремонта пришабривают на краску к сопрягаемым деталям, а при большом износе заменяют. Лопасти правят в специальных постелях с нагревом до 400° С (673 К). При значительном повреждении кромок отрезают их и вместо них приваривают и обрабатывают новые. Ступицу с собранными лопастями балансируют статически.

Весьма трудоемкой операцией является окончательная доводка всей системы после ремонта и сборки. Обычно испытание ВРШ производится на стенде в такой последовательности: обкатка насосов, перекладка серводвигателя, проверка гидросистемы на герметичность, проверка продолжительности реверса.

После установки на место гребного вала с механизмом изменения шага (МИШ) и присоединения к нему трубопроводов окончательно проверяют систему на герметичность и регулировку времени разворота лопастей с переднего на задний ход.