Ремонт основных деталей судовых двигателей внутреннего сгорания

Основным документом, регламентирующим ремонтные работы, являются технические условия на ремонт (ТУ), определяющие:
—     общую характеристику каждой детали (материал, термообработку, твердость и основные размеры);
—     порядок и способы дефектации деталей (пояса измерения, места осмотра и пр.), возможные дефекты и способы их обнаружения;
—     допустимые размеры деталей без ремонта;
—     признаки окончательного брака;
—     рекомендуемые способы восстановления деталей.

Технические условия являются ведомственным документом, вводимым в действие соответствующим приказом или указанием ведомства, руководящего ремонтом, и распространяются только на определенный тип двигателей. Отступления от ТУ запрещаются.

Основные виды повреждений фундаментных рам, станин, колонн—это трещины и поломки, возникающие из-за недостатков конструкции, неудовлетворительного выполнения монтажных работ, деформации корпуса судна, аварийных повреждений.

Трещины в стальных деталях устраняют электросваркой, а в чугунных деталях — с помощью стальных накладок, точно пригоняемых по дефектному месту и прикрепляемых болтами. Применяют также постановку связей, которые стягивают трещину (это допускается как временное мероприятие). Устранив повреждения, проверяют плоскости опорных поверхностей при помощи линейки и щупа (или линейки и уровня). Отклонение плоскостей от прямолинейности не должно превышать 0,05 мм на 1 м длины; при большем отклонении соответствующие поверхности обрабатывают на станке или шабрят с точностью не менее пяти пятен на 1 см2. Линейку укладывают вдоль и поперек рамы, а также по диагонали и проверяют уровнем горизонтальность.

Опорные поверхности станин и лап колонн обрабатывают с такой же точностью. Эти поверхности должны быть параллельны, допускается отклонение не более 0,1 мм на 1 м длины. Поверхность для установки параллелей должна быть перпендикулярна опорным поверхностям колонны. Для проверки колонну устанавливают на проверочной плите таким образом, чтобы ее опорная поверхность была перпендикулярна поверхности проверочной плиты (установка и проверка по угольнику). Поверхность под параллель проверяют индикатором по четырем точкам (по углам). Если показания индикатора одинаковы, это значит, что поверхность параллельна поверхности проверочной плиты, а следовательно, перпендикулярна поверхности колонны, что и требуется. В противном случае поверхность под параллель обрабатывают. При ремонте колонн обеспечивают равенство их высот.

Основными видами износа и повреждений цилиндров и их втулок являются: износ рабочей поверхности; наработки в верхнем поясе; раковины, задиры, царапины и коррозийные повреждения на рабочей поверхности; вмятины и забоины на опорной поверхности цилиндровой втулки; разрушение поверхности, омываемой водой; разрушение и поломка посадочных поясков втулки. По результатам дефектации определяют необходимость растачивания втулки. Растачивание цилиндров производят на судне специальным переносным приспособлением либо в цехе на расточном станке.

При ремонте трещин на рубашке цилиндров (блоке цилиндров) применяют электродуговую сварку. Иногда трещины заделывают путем постановки ввертышей, а затем часто применяют сварку. Последовательность установки ввертышей показана на рис. 106. По концам трещин засверливают отверстия диаметром d, чтобы предотвратить распространение трещины дальше. Для изготовления ввертышей на латунном или медном прутке диаметром d1 (обычно d—d 1) нарезают резьбу. По всей длине трещины накернивают центры отверстий под ввертыши на расстоянии, равном диаметру ввертыша, сверлят отверстия, нарезают и устанавливают ввертыши. Затем последовательно сверлят, нарезают и устанавливают ввертыши, центрами отверстий которых являются середины расстояний между кромками двух рядом расположенных отверстий. Ввертыши устанавливают по всей длине трещины с перекрытием половины диаметра каждого смежного ввертыша. Поставленные на место ввертыши расклепывают и запиливают или заваривают и зачищают.


Рис. 106. Порядок заделки трещины ввертышами.

В настоящее время для заделки трещин и восстановления уплотнительных поясков в блоках цилиндров успешно применяют пластмассы на основе эпоксидных смол. На рис. 107 показано восстановление уплотнительных поясков блока цилиндра 4 с применением эпоксидных смол. Место, на которое будет наложена эпоксидная смола, тщательно очищают от ржавчины и отложений графита и обезжиривают. Затем в блоке цилиндра 4 устанавливают распорное кольцо 1 (желательно резиновое), между ним и поверхностью цилиндра прокладывают бумагу 2.


Рис. 107. Восстановление уплотнительных поясков блока цилиндров.

Эпоксидным составом 3 заполняют восстанавливаемое место. По истечении 2 ч, когда начнется затвердевание состава, поверхность заглаживают стальной пластиной, смоченной водой. Через 6 ч кольцо и бумагу удаляют, восстановленный участок подчищают напильником и шабером. Через 12—20 ч состав затвердевает окончательно.

Страницы: 1 2 3 4