Ремонт судовых вентиляторов и элементов холодильных установок

При разборке вентилятора отсоединяют его корпус от электродвигателя. Затем спрессовывают с вала рабочее колесо. Такие дефекты корпуса, как вмятины и деформация, устраняют правкой, а трещины заваривают. Рабочее колесо может иметь изгиб лопастей, трещины, ослабление посадки на валу, смятие кромок шпоночного паза. Изгиб лопастей устраняют правкой, трещины заваривают. Ослабление посадки рабочего колеса по валу устраняют расточкой ступицы, если она достаточно массивна, и запрессовкой втулки с последующей расточкой. Разрешается наплавка посадочного места на валу под рабочее колесо с последующей обработкой.

Сборка включает в себя напрессовку рабочего колеса на вал, сборку корпуса и соединение его с электродвигателем. Дальнейшая работа заключается в испытании вентилятора.

Компрессор холодильной установки, доставленный в цех для ремонта, устанавливают в удобное для разборки положение. Разборку ведут в следующем порядке. Снимают боковые крышки блока картера, а затем крышки цилиндров и нагнетательные клапаны. Разобрав мотылевый подшипник шатуна, вынимают из цилиндра поршень с шатуном. Снимают крышку сальника, его корпус, глухую крышку, проставку вместе с шестеренным масляным насосом и корпус подшипника, вынимают из картера коленчатый вал с напрессованными на него шариковыми подшипниками.

Ремонт основных деталей компрессора производится так же, как ремонт аналогичных деталей двигателя внутреннего сгорания тронкового типа. Однако некоторые узлы компрессора являются специфичными, и их ремонт рассматривается ниже.

Клапанное устройство компрессора холодильной установки влияет на работу не только компрессора, но и всей установки. Всасывающие ленточные клапаны в сборе не должны пропускать налитое в них масло; их пластины должны перекрывать отверстия в клапанных решетках не менее чем на 0,5 мм.

Нагнетательные клапаны должны выдерживать установленное давление.

При ремонте всасывающих клапанов заменяют дефектные ленты и крепежные детали. Нагнетательные клапаны при деформации пластин правят, а при значительных дефектах заменяют новыми. Отремонтированные клапаны собирают пакетами для установки на место.

Дефектами сальникового уплотнения являются: износ рабочих поверхностей графитовых и стальных колец, риски и задиры на рабочей поверхности; ослабление посадки в сопрягаемых деталях (резиновые кольца, обоймы, графитовые кольца); поломка графитовых колец; потеря упругости пружин.

Дефекты рабочих поверхностей колец устраняют шабрением и притиркой. При ослаблении посадки в сопрягаемых деталях узел заменяют новым; так же поступают при поломке угольных колец. Дефектные пружины заменяют.

При сборке компрессора сначала производят узловую сборку, а затем общую сборку. Коленчатый вал с напрессованными на него шариковыми подшипниками заводят в картер компрессора, устанавливают и закрепляют корпус подшипника. Устанавливают последовательно проставку с расположенным в ней шестеренным насосом, глухую крышку, сальник, корпус сальника и его крышку. Поршень с собранными на нем всасывающими клапанами и шатуном опускают через верхнюю часть цилиндра и пригоняют мотылевый подшипник. Установив нагнетательные клапаны, закрывают цилиндры крышками и закрепляют на своих местах остальные детали, предусмотренные конструкцией. Дальнейшие работы заключаются в испытании компрессора в цехе и монтаже на судне.

Теплообменные аппараты, входящие в состав холодильной установки, по конструкции незначительно отличаются от теплообменных аппаратов судовых энергетических установок, поэтому ремонт их здесь не рассматривается.