Ремонт валопровода и движителей

Разборка валопровода для ремонта

В зависимости от срока эксплуатации валопровода и состояния его отдельных узлов и деталей ремонт может быть текущим или капитальным. При капитальном ремонте выполняются полный демонтаж валопровода с доставкой его деталей в цех для ремонта, ремонт промежуточных и гребного валов, перезаливка и расточка подшипников с последующей центровкой и укладкой валов, ремонт дейдвудного устройства, ремонт гребных винтов и др.

Разборка валопровода при капитальном ремонте состоит из двух этапов; первый выполняют при положении судна на плаву, второй — при стоянке судна в доке.

До разборки валопровода проверяют масляные зазоры в подшипниках, а также прилегание шеек валов к нижнему вкладышу. Кроме того, до полной разборки валопровода и постановки судна в док проверяют несоосность концевых (гребных) валов двумя способами: замерами взаимного расположения осей гребного вала и вала главного двигателя оптическим методом (промежуточные валы должны быть сняты или сдвинуты в сторону) и замерами изломов и смещений на разобщенных фланцевых соединениях валов.

Оптический метод замера заключается в следующем. На торце гребного вала 1 (рис. 131, а) закрепляют визирную трубу 2. Фокусируя визирную трубу на мишень 4, установленную по центру вала главного двигателя или редуктора 3, определяют смещение мишени. После этого визирную трубу 2 переставляют на фланец вала главного двигателя или редуктора 3 (рис. 131,6), центруют и закрепляют на нем, фокусируют на мишень 5, установленную на торце гребного вала, и определяют смещение а мишени. По полученным смещениям мишеней определяют несоосность гребного вала и вала главного двигателя или редуктора. Второй способ более простой, он будет описан при рассмотрении процесса монтажа валопровода. Следует иметь в виду, что при разборке валопровода только фиксируется имеющаяся несоосность валов валопровода, а при монтаже валопровода обеспечивается соосность.


Рис. 131. Проверка несоосности гребного вала и вала главного Двигателя.

При разборке валопровода на плаву сначала снимают ограждения валопровода, кожухи, трапы, трубопроводы и соответствующую арматуру; проверяют наличие маркировки на деталях валопровода (при отсутствии маркировку возобновляют).

Изготовив из стальной проволоки диаметром 6—8 мм Г-образный штихмас 3 (рис. 132), фиксируют положение гребного вала. Для этого на гребном валу 2 и на переборке 1 кернером набивают неглубокие лунки, которые заключают в прямоугольники, аккуратно наносимые зубилом. Заостренные концы штихмаса совмещают с лунками. Размер от переборки до лунки на валу заносят в соответствующий документ для установки гребного вала после ремонта. Этот размер позволяет также проверить фактический зазор между ступицей гребного вала и торцом кронштейна или дейдвудной трубы.


Рис. 132. Фиксация положения гребного вала до разборки.

Далее разбирают все фланцевые соединения валопровода. Соединительные болты выбивают свинцовой кувалдой или выпрессовывают приспособлением, показанным на рис. 133. Оно состоит из скобы 1, один конец которой выполнен в виде развилки для пропускания болта при выпрессовке. Второй конец скобы имеет утолщенную часть с нарезанным отверстием; в него ввертывается нажимной винт 2, на квадрат которого установлен храповой механизм 5 с рычагом 4. Приспособление размещают на фланцевых соединениях валопровода против болта 6, подлежащего выпрессовке. Ломиком 3 воздействуют на храповой механизм, ввертывая винт 2, который, упираясь своим концом в торец болта, выпрессовывает его.


Рис. 133. Приспособление для выпрессовки соединительных болтов фланцев валов.

Если выпрессовать болты невозможно, их высверливают или выжигают автогеном. Удалив болты, разбирают упорный и опорные подшипники (снимают крышки и вынимают упорные сегменты). Раздвигая валы, поднимают их и укладывают на деревянные клетки, а затем выгружают и доставляют в цех для ремонта. Выгрузив валы, собирают крышки подшипников с корпусами, отсоединяют подшипники от судового фундамента и направляют в цех.

При разборке валопровода в доке устанавливают леса, подвешивают грузоподъемные средства, подготовляют соответствующие приспособления для выполнения работ. После этого замеряют осевой зазор между торцом ступицы гребного пинта и торцом кронштейна гребного вала или торцом дейдвудной трубы. Проверив крепление гребного винта, фиксируют его положение нанесением риски на гребном валу (для правильной установки гребного вала после ремонта).

Разборку валопровода в доке выполняют в такой последовательности: разбирают дейдвудный сальник и удаляют набивку; снимают обтекатель гребного винта; заклинивают гребной вал, чтобы он не страгивался при съемке гребного винта, и снимают гребной винт; замеряют зазоры между гребным валом, втулками кронштейна и дейдвудной трубой с двух сторон (нос, корма) в четырех положениях (верх, низ, правый борт, левый борт).

В настоящее время часто снимают гребные винты гидропрессовым способом. Он основан на принципе устранения сухого трения путем введения масла под высоким давлением между сопрягаемыми деталями. При этом ступица гребного винта раздается, а конус гребного вала сжимается, и гребной винт легко снимают.

После снятия гребного винта вынимают гребной вал и выпрессовывают втулки кронштейна и дейдвудной трубы.