Рулевые машины лопастные, электрогидравлические и с винтовым приводом

Лопастная электрогидравлическая рулевая машина (рис. 5, а) состоит из следующих узлов: рулевой тумбы 1 со штурвалом и теледвигателем, трубопровода 2, клапана остановки 3, насоса регулируемой производительности 4 с электродвигателем 5, контактора 6 для пуска электродвигателя, лопастного гидродвигателя 7 и главной распределительной коробки 8. Ротор  гидромотора (рис. 5, б), имеющий лопасти, непосредственно соединяется с баллером руля, а лопасти располагаются между неподвижными сегментами, образуя полости, в которые насосом 4 через каналы 10 и кольцевой зазор 9 нагнетается рабочая жидкость под давлением 4500—5000 кН/м2 (45—50 кгс/см2). Эта жидкость создает давление на лопасти, обеспечивая необходимый вращающий момент на баллере. Поворот руля на левый или правый борт зависит от направления подачи рабочей жидкости (масла) к гидродвигателю, который крепится к судовому фундаменту основанием 11.


Рис. 5. Схема лопастной электрогидравлической рулевой машины.


Рис. 6. Схема рулевой машины с винтовым приводом.

Рулевая машина с винтовым приводом показана на рис. 6. Привод состоит из вала 16, имеющего правую и левую нарезку. При вращении вала ползуны 8 и 15, имеющие соответствующую резьбу, перемещаются в разные стороны, скользя вдоль неподвижных направляющих 9 и 14. Тягами 6 и 7 ползуны соединены с концами румпеля 5, насаженного на баллер 2. Направляющие 9 и 14 своими концами входят в отверстия передней 17 и задней 18 стоек и закрепляются гайками. Вал 16 приводится во вращение червяком 12 через червячное колесо 11 и пару цилиндрических шестерен 10 и 13. Если при вращении вала 16 ползун 15 переместится вправо, то ползун 8 передвинется влево и руль будет перекладываться на правый борт. При обратном вращении вала ползуны 8 я 15 разойдутся и руль переложится на левый борт. Удержание руля в определенном положении осуществляется тягой 1 тормозного диска 3 и тормозной ленты 4.

Вопросы для повторения
1.     Опишите конструкцию и принцип работы пароручной рулевой машины.

2.     Расскажите об общем устройстве электрогидравлической рулевой машины.

3.     Как работает насос переменной производительности?

4.     Расскажите о конструкции привода к баллеру руля электрогидравлической рулевой машины.

5.     Как работает лопастная электрогидравлическая рулевая машина?

6.     Как устроен винтовой привод рулевой машины?