Судовые вентиляторы

Вентилятором называется механизм, предназначенный для перемещения воздуха или газов с повышением их давления. По конструкции и принципу действия вентиляторы разделяются на центробежные и осевые. Принцип их работы такой же, как у центробежных и осевых насосов. Центробежные вентиляторы выполняют обычно горизонтальными, а осевые — вертикальными.

По назначению вентиляторы разделяются на вдувные, вытяжные и ветрогонные. Вдувные вентиляторы предназначены для нагнетания воздуха в какое-либо помещение или устройство. Часто такие вентиляторы называют нагнетательными. Вытяжные вентиляторы предназначены для удаления воздуха из помещения или устройства. Вентиляторы-ветрогоны предназначены для создания принудительной циркуляции воздуха без замены его.

По создаваемому давлению вентиляторы делятся на вентиляторы низкого давления, создающие давление до 1 кН/м2 (100 мм вод. ст.), среднего давления — до 3,0 кН/м2 (300 мм вод. ст.) и высокого давления — до 15 кН/м2 (1500 мм вод. ст.).

Для служебных и жилых помещений применяют вдувные и вытяжные вентиляторы центробежного и осевого типов с производительностью до 50 тыс. м3/ч при давлении от 0,5 до 2,0 кН/м2 (50—200 мм вод. ст.).

Котельные вентиляторы подают воздух в топки парогенераторов для обеспечения полного сгорания топлива. Для этого применяют центробежные вентиляторы с производительностью до 180 тыс. м3/ч и давлением до 13,0 кН/м2 (1300 мм вод. ст.). В некоторых котельных установках применяют так называемые дымососы, предназначенные для отсоса газов от парогенераторов и улучшения тяги в них. В качестве дымососов применяют вентиляторы осевого типа. Котельные вентиляторы не входят в систему вентиляции судна.

Для вентиляции трюмов применяют вдувные и вытяжные Центробежные и осевые вентиляторы. Для привода вентиляторов используют электродвигатели и паровые турбины.

На рис. 42 показана конструкция котельного вентилятора, часто устанавливаемого на судах. Вентилятор состоит из корпуса 1, рабочего колеса 2 с лопатками (лопастями), приемного патрубка 3 и вала 4, вращающегося от электродвигателя 5. При вращении рабочего колеса воздух засасывается через приемный патрубок 3, направляется к периферии корпуса и далее в нагнетательный патрубок (выход воздуха показан стрелкой).

котельный вентилятор
Рис. 42. Котельный вентилятор.

Осевые вентиляторы более просты по устройству и более компактны, чем центробежные, но развиваемое ими давление меньше. Поэтому осевые вентиляторы применяют там, где требуются малое давление и достаточная производительность.

Кроме стационарных на судах применяют переносные вентиляторы. Их используют для вентиляции помещений, не оборудованных стационарными вентиляторами.

Вопросы для повторения
1.     Какие виды отопления применяют на судах?

2.     Каковы назначение и принцип работы судовой вентиляции?

3.     Как устроен и как работает судовой вентилятор?

4.     Что такое кондиционирование воздуха и как оно осуществляется?