Виды и категории ремонта

Основной системой ремонта судов морского флота является система планово-предупредительных ремонтов (ППР), при которой судно после определенного, заранее установленного периода эксплуатации подвергается определенному виду ремонта. Система ППР действует в течение всего расчетного срока службы судна. Для судов Министерства морского флота установлены следующие виды ремонта: большой и малый (входят в систему ППР); восстановительный аварийный и поддерживающий (не входят в систему ППР).

Большой ремонт производится периодически. Сроки между большими ремонтами зависят от типа и назначения судна и назначаются в соответствии с «Положением о ремонте судов» (4—6 лет). В процессе большого ремонта выполняются работы, обеспечивающие восстановление технико-эксплуатационных характеристик судна и поддержание его в исправном техническом состоянии до очередного ремонта. Большой ремонт осуществляется в заводских условиях.

Малый ремонт судна производится ежегодно. Назначение малого ремонта — обеспечить исправное техническое состояние судна на предстоящий эксплуатационный период. Малый ремонт выполняется с выводом и без вывода судна из эксплуатации.

Восстановительному ремонту подвергают суда, выбывшие из состава действующего флота по непредвиденным обстоятельствам или из-за большого износа. Разрешение на этот ремонт дает Министерство морского флота для уникальных судов и судов, имеющих особую ценность. После выполнения восстановительного ремонта и сдачи в эксплуатацию судно вводится в систему ППР.

Аварийный ремонт предусмотрен для судов, получивших аварийное повреждение, без устранения которого судно нельзя эксплуатировать.

Поддерживающий ремонт предназначен для судов, исключенных из системы ППР в связи с истечением срока службы. Обычно, однако, при надлежащем уходе и выполнении ремонтных работ определенного объема такие суда еще можно эксплуатировать некоторое время, с ограничением района плавания или с использованием не по прямому назначению.

Для отдельных механизмов, комплектов, узлов и элементов корпуса судна установлены две категории ремонта: ремонт текущий и ремонт капитальный. Текущий ремонт — это ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов, деталей, элементов корпуса судна. Следует помнить, что малый ремонт предусматривает ремонт судна в целом. В период малого ремонта судна вместо ремонта отдельных механизмов, комплектов и узлов производят их замену с целью сокращения сроков ремонта. Капитальный ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов и частей корпуса судна выполняют с целью полного восстановления их нормальных технико-экономических характеристик. При этом ремонте заменяют или изготовляют механизмы и узлы, заменяют участки труб и др.

При большом ремонте судна выполняют в основном работы, соответствующие капитальному ремонту механизмов, комплектов, узлов и частей корпуса судна и их замене. В то же время при большом ремонте судна, наряду с выполнением капитальных работ, может производиться текущий ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов и частей корпуса судна. Таким образом, понятие «виды ремонта» мы относим к ремонту судна в целом, а понятие «категория ремонта» — к ремонту отдельных механизмов, комплектов, узлов, частей корпуса судна.

Индустриальные методы ремонта заключаются в разработке и осуществлении организационных принципов, а также в применении технологических процессов, присущих высокоразвитым машиностроительным предприятиям. На судоремонтных предприятиях применяют различные методы ремонта: индивидуально-осмотровый, агрегатный, стандартный, комплектно-узловой и секционный.

При рассмотрении методов ремонта нельзя смешивать их с категориями и видами ремонта, так как при судоремонтных работах, независимо от категории или вида ремонта, могут применяться все указанные выше методы ремонта. Например, механизмы при капитальном ремонте обычно ремонтируют агрегатным методом, а для двигателей внутреннего сгорания большой мощности при капитальном ремонте применяют комплексно-узловой метод ремонта.

Индивидуально-осмотровый метод ремонта заключается в том, что ремонтная бригада разбирает в определенной последовательности судовые механизмы, выявляет имеющиеся дефекты, устраняет их, заменяет неисправные детали, собирает механизм и устанавливает его на место. Недостатки этого метода: большая продолжительность ремонтных работ, увеличивающая простои судов в ремонте, отсутствие специализации рабочих и потребность в рабочих высокой квалификации. Кроме того, нарушается ритмичность работы цеха, что затрудняет планирование. Этот метод нельзя в полной мере отнести к индустриальным методам ремонта, но он еще имеет значительное распространение. Для повышения производительности труда при этом методе вводят специализацию по отдельным видам работ, организуют бригады, выполняющие работы по однородным механизмам. С вводом в эксплуатацию новых крупносерийных судов объем работ, выполняемых этим методом, резко сократится.

Агрегатный метод предусматривает замену изношенных механизмов и узлов новыми или заблаговременно отремонтированными. Для осуществления этого метода создается так называемый обменный фонд механизмов, узлов и сменных деталей. Снятые с судна неисправные механизмы передают в ремонт, после чего через склад новых и отремонтированных комплектов, узлов и механизмов их устанавливают на любое судно той серии, для которой они были запроектированы. Так же поступают с деталями, узлами и другими изделиями. Агрегатный метод сокращает сроки ремонта, содействует специализации рабочих, обеспечивает равномерную загрузку цехов судоремонтного предприятия, способствует снижению стоимости ремонта.

Сущность стандартного метода заключается в том, что ответственные детали судовых механизмов подвергают ремонту по единому технологическому процессу. При этом детали восстанавливают до очередных стандартных размеров. Этот метод позволяет внедрить передовую технологию, современные методы восстановления деталей, специализированную оснастку, инструмент и поточность производства. В связи с ростом серийности судов и наличием однотипных механизмов агрегатный метод в сочетании со стандартным находит широкое применение в судоремонте.

Комплектно-узловой метод предусматривает изготовление или восстановление до ремонтных размеров отдельных комплектов и узлов механизмов в условиях завода, с последующим монтажом их на судне. В настоящее время на многих судах морского флота установлены крупногабаритные двигатели внутреннего сгорания. Ремонт таких двигателей агрегатным способом без разборки на узлы весьма затруднителен, так как необходимы специальные подъемные средства и большие затраты времени. Комплектно-узловой метод в этом случае значительно сокращает сроки, а также стоимость ремонта по сравнению с агрегатным и индивидуально-осмотровым методами.

Сущность секционного метода заключается в том, что заблаговременно, до постановки судна в ремонт, изготовляют необходимые секции и блоки корпуса судна. При ремонте судна изношенные элементы корпуса вырезают и вваривают изготовленные заранее.