Общие сведения о якорных и швартовных механизмах

Якорные и швартовные механизмы входят в состав якорного и швартовного устройств. Якорное устройство представляет собой комплекс деталей и механизмов, предназначенных для постановки судна на якорь. Оно обеспечивает надежную стоянку судна в различных условиях эксплуатации. В состав якорного устройства входят якоря, якорные канаты, якорные клюзы, якорные стопоры, канатные (цепные) ящики, устройства для закрепления коренных концов якорных канатов, шпили и брашпили. Шпили и брашпили — это якорные механизмы, обеспечивающие подъем и отдачу якоря. У брашпилей ось вала цепного барабана расположена горизонтально, а у шпилей — вертикально. Иногда шпили и брашпили используются как швартовные механизмы, хотя имеются специальные механизмы для этой цели.
Швартовное устройство предназначено для неподвижного закрепления судна у причалов, плавучих сооружений, у стенок шлюзов, у других судов и при постановке на бочку. Швартовное устройство состоит из швартовов, кнехтов, вьюшек для хранения швартовных канатов, привальных брусьев, кранцев и швартовных механизмов.
По роду двигателя, приводящего в действие якорные и швартовные механизмы, они подразделяются на ручные, паровые, электрические, гидравлические и с двигателем внутреннего сгорания. Согласно Правилам Регистра СССР якорные и швартовные механизмы снабжают ручным приводом, который должен обеспечивать работу механизма в том случае, если не работает двигатель основного привода. В настоящее время брашпили оборудуют компактными-ручными приводами, в которых коромысла заменены зубчатыми передачами.
При помощи брашпилей и шпилей осуществляются следующие якорные и швартовные операции:
—     выбирание или травление швартовов правого и левого бортов;
—     подъем или травление одной якорной цепи с якорем или одновременно двух якорных цепей с якорями;
—     отдача одного якоря или обоих якорей;
—     подъем одного якоря и выбирание якорной цепи с одного борта.


Слесарь-судоремонтник