Стали нормальной и повышенной прочности
Страницы: 1 2 3Таким образом, анализ механических свойств сталей общего назначения показывает, что они не уступают по прочности (гарантируемый предел текучести 235 МПа) судостроительным сталям марок В, Д и Е, но хуже их по хладостойкости. Поэтому стали марок ВСт3кп, ВСт3пс, ВСт3сп и ВСт3Гпс рекомендуется использовать лишь для сварных конструкций, которые работают при умеренных температурах и нагрузках. Прокат из этих сталей квалифицируется стандартом как продукция первой категории качества, в то время как прокат из сталей А, В, Д и Е относят к высшей категории качества. Повышенное сопротивление хрупкому разрушению сталей В, Д и Е достигнуто изменением их химического состава увеличением содержания марганца до 1,5 % и существенным совершенствованием технологии металлургического производства. По согласованию с Регистром СССР применяющийся для раскисления стали алюминий может быть частично заменен титаном или ниобием, измельчающими зерно.
Судостроительные стали повышенной прочности также делятся на категории — А, Д и Е. Стали с гарантированным пределом текучести 315 МПа (32 кгс/мм2) А32, Д32 и Е32 должны обеспечивать работу удара не ниже 31 Дж; стали А36, Д36 и Е36 (с гарантированным σТ≥355 МПа) —не ниже 34 Дж и стали третьего уровня прочности (σТ≥390 МПа) — не ниже 36 Дж. Значения работы удара для стали категории А определяют при температуре испытания 0 °С, для стали категории Д при —20 °С и для стали категории Е при —40 °С. Столь высоких значений механических свойств достигают благодаря рациональному выбору состава сталей (табл. 5.5), совершенствованию технологии их выплавки, раскисления, модифицирования, разливки и прокатки. Особенно заметное повышение комплекса механических свойств сталей достигнуто при микролегировании ниобием. Такие стали после термической обработки— нормализации или закалки с высоким отпуском — имеют однородную мелкозернистую структуру и, следовательно, высокое сопротивление хрупкому разрушению. В ряде случаев по согласованию с Регистром СССР термическая обработка может быть заменена контролируемой прокаткой.
Марка стали | Содержание элементов, % по массе | |||||||||
C, не более | Mn | Si | Cr | Ni | Cu | Mo | Al | Nb | V | |
А32 | Не более 0,06 | — | — | |||||||
Д32 | Не более 0,06 | — | — | |||||||
Е32 | 0,18 | 0,9-1,6 | 0,15-0,50 | Не более 0,20 | Не более 0,40 | Не более 0,35 | Не более 0,08 | 0,015-0,06 | — | — |
A36 | Не более 0,06 | 0,02-0,05 | 0,05-0,1 | |||||||
Д36 | 0,015-0,06 | 0,02-0,05 | 0,05-0,1 | |||||||
Е36 | 0,015-0,06 | 0,02-0,05 | 0,05-0,1 | |||||||
А40 | Не более 0,06 | — | — | |||||||
Д40 | 0,12 | 0,5-0,8 | 0,8-1,1 | 0,6-0,9 | 0,5-0,8 | 0,4-0,6 | — | 0,015-0,06 | — | — |
Е40 | 0,015-0,06 | — | — |
Примечание. В сталях этих марок содержится Р не более 0.0355% по массе, S — не более 0.035% по массе. Прочерк в таблице означает отсутствие требований стандарта.
Механические свойства проката высшей категории качества из сталей повышенной прочности приведены в табл. 5.6 и 5.7. С увеличением толщины листа гарантируемый уровень работы разрушения несколько понижается. Регистр СССР регламентирует районы целесообразного применения сталей повышенной прочности по длине и высоте корпуса судна в зависимости от действующих в корпусе напряжений.
Марка стали | Предел прочности σВ МПа (кгс/мм2) | Предел текучести σт МПа (кгс/мм2), (не менее) | Относительное удлинение, δ, %, не менее |
А32, Д32, Е32 | 470—590 (48—60) | 315 (32) | 22 |
А36, Д36, Е36 | 490—620 (50—63) | 355 (36) | 21 |
А40, Д40, Е40 | 530—690 (54—70) | 390 (40) | 19 |
Марка стали | Температура испытания, °С | Толщина проката, мм | ||
5—7,5 | 7,5—9,5 | 10 и более | ||
А32 | 0 | 31 (3,2) | 26 (2,7) | 22 (2,2) |
Д32 | —20 | |||
Е32 | —40 | |||
А36 | 0 | 34 (3,5) | 28 (2,9) | 24 (2,4) |
Д36 | —20 | |||
Е36 | —40 | |||
А40 | 0 | 36 (3,7) | 30 (3,1) | 25 (2,5) |
Д40 | —20 | |||
Е40 | —40 |
Расчетная температура конструкций, расположенных выше балластной ватерлинии, принимается равной минимальной температуре окружающей среды. Температура конструкций, постоянно соприкасающихся с забортной водой, приравнивается к 0 °С.
В отечественной судостроительной практике в течение многих лет успешно используются низколегированные стали марок 09Г2, 09Г2С и 10ХСНД (табл. 5.8). Эти стали во многом являются аналогами рассмотренных выше судостроительных сталей повышенной прочности. Так, стали 09Г2 и 09Г2С имеют гарантированный предел текучести 290—300 МПа, а сталь 10ХСНД — 390 МПа (табл. 5.9). Судокорпусные стали с пределом текучести 355 МПа ранее промышленностью не выпускались. Это создавало определенные трудности при выборе стали конкретного назначения.
Марка стали | Содержание элементов, % по массе | |||||
C | Si | Mn | Cr | Ni | Cu | |
09Г2 | ≤0,12 | 0,17—0,37 | 1,4—1,8 | ≤0,30 | ≤0,30 | ≤0,30 |
09Г2С | ≤0,12 | 0,5—0,8 | 1,3—1,7 | ≤0,30 | ≤0,30 | ≤0,30 |
10ХСНД | ≤0,12 | 0,8—1,1 | 0,5—0,8 | 0,6—0,9 | 0,5—0,8 | 0,4—0,6 |
Марка стали | Толщина проката, мм | Предел прочности σВ, МПа (кгс/мм2) | Предел текучести σт МПа (кгс/мм2) | Относительное удлинение, δ, % | Ударная вязкость KCU—40, Дж2 (кгс·м см2) |
не менее | |||||
09Г2 | 4 | Не менее 440 (45) | 300 (31) | 21 | — |
5—9,5 | 300 (31) | 34 (3,5) | |||
10—20 | 300 (31) | 29 (3) | |||
21—30 | 290 (30) | 49 (5) | |||
09Г2С | 32—60 | Не менее 450 (46) | 290 (30) | 21 | 49 (5) |
10ХСНД | 4 | 530—690 (54—70) | 390 (40) | 19 | — |
5—9,5 | 39 (4) | ||||
10—15 | 39 (4) | ||||
16—32 | 49 (5) |