Вопросы безопасности при настройке и проверке датчиков

Мероприятия по технике безопасности при настройке и проверке датчика подразделяют на три группы:
—       обеспечивающие безопасность человека, проводящего эти операции;
—       обеспечивающие безопасность судна (помещения, груза) при проведении этих операций;
—       обеспечивающие исправность и сохранность датчиков в процессе их настройки и испытаний.

Хотя эти требования во многом совпадают, но существуют особенности из-за которых приходится рассматривать их отдельно.

Обеспечение безопасности человека сводится к выполнению следующих мероприятий: перед началом работы с датчиком необходимо убедиться в том, что приняты все меры, предупреждающие поражение электрическим током. Хотя, как правило, питание датчиков осуществляется пониженным напряжением (12—30 В), в условиях высокой влажности и обилия металлических конструкций это напряжение может быть опасным. Поэтому следует убедиться в надежности заземляющих приспособлений, без необходимости не трогать токопроводящие жилы (в крайнем случае применять изолирующие коврик и перчатки), по мере возможности не снимать с датчиков наружные защитные колпачки.

Особенно внимательным нужно быть при работе с ионизационными датчиками дыма. Во-первых, они часто получают питание постоянным или переменным током повышенного напряжения 120-220 В (датчик РИД-1, FES-3.5 и др.), а во-вторых, необходимо учитывать наличие в них радиоактивного элемента. Количество этого материала и его ионизирующее излучение незначительны и не представляют при работе с датчиком никакой опасности, но необходимо очень тщательно следить за тем, чтобы ампула (контейнер) с изотопом была без повреждений, не следует вынимать ее из датчика. При списании датчика и его демонтаже необходимо соблюдать все предписанные меры (согласно инструкции) но хранению, сдаче на берег и транспортировке этих датчиков. Недопустимо изъятие ампул с изотопом и использование их для других целей.

При работе с тепло- и дымогенераторами для проверки и настройки датчиков температуры и дыма требуется принимать все необходимые меры, чтобы не получить ожогов (даже при работе с тепловентилятором нужно иметь в виду, что температура воздуха на его выходе может быть 150 °С), не находиться долго в задымленной зоне, не подвергать дыхательные пути воздействию аэрозолей, применяемых вместо дымообразующих веществ при проверке соответствующих датчиков. При всей их безвредности необходимо соблюдать осторожность и. конечно, при этом не допускать работы вблизи открытого огня или сильно нагретых поверхностей.

Мероприятия, обеспечивающие безопасность судна, грузов и помещений во время работ по настройке и проверке датчиков сводятся в основном к мерам противопожарного характера. Недопустимо применение открытого огня при проверке всех типов датчиков, если они установлены в помещениях с большим количеством сгораемых материалов (или во взрывоопасных помещениях всех категорий), необходимо соблюдать строгие меры предосторожности при работе с теплогенераторами, специальными лампами для проверки датчиков пламени, особенно тщательно проверять помещения после окончания всех работ, отключать и убирать все технические средства, кабели, оборудование.

Мероприятия, обеспечивающие сохранность самих датчиков в процессе их проверки и настройки, сводятся к точному выполнению инструкций по этим работам. Недопустимо, например, перегревать тепловые датчики выше температуры их срабатывания более чем на 30 С. пользоваться при этом открытым огнем или аппаратурой с неизвестными выходными параметрами. При проверке датчиков дыма нельзя применять дымы и аэрозоли, которые могут давать оседающие на чувствительных элементах пленки, резко изменяющие качество датчиков или подвергать их нагреву. Датчики открытого огня также должны испытываться так, чтобы исключить их повреждение (механическое или тепловое). Естественно, оптимальным вариантом проведения лих работ является испытание и настройка датчиков на их штатных местах без отключения и демонтажа. При этом исключаются механические повреждения и возможность последующего неправильного подключения.

Если датчик приходилось снимать, то установка его на место и подключение должны быть проведены в полном соответствии с инструкциями.

И, наконец, если в процессе испытаний или проверки возникло подозрение, что датчик мог быть поврежден, то испытание следует обязательно повторить, но не сразу, а спустя 30-40 мин после предыдущего цикла.