Контроль датчиков с помощью средств, имеющихся в системе пожарной сигнализации

Страницы: 1 2

При одновременном срабатывании реле P1, Р2 напряжение источника питания ИП поступает через контакты этих реле на вход реле времени РВ, которое через определенный интервал времени отключает цепь питания неисправного датчика, тем самым снимая сигналы с выхода неисправного датчика и входа схемы И1. При этом отпускает реле Р1, так как на выходе схемы И1 пропадает сигнал. Кроме того, отпускает реле Р2, поскольку во время паузы между импульсами генератора G отсутствуют выходные сигналы от остальных датчиков и выходной сигнал схемы ИЛИ, а при наличии импульса генератора закрыта схема Зn1.

Таким образом, в системе обеспечивается отключение неисправного датчика при его ложном срабатывании. При этом контакты реле P1, Р2 замыкают цепь сигнализации о неисправности.

При отказе одного из датчиков импульс от генератора G, поступая на контрольные входы всех датчиков, не вызывает срабатывания неисправного датчика, при этом на входе схемы И1 отсутствует сигнал от датчика, что приводит к пропаданию выходных сигналов схем И1, И2 и реле Р1 отпускает, причем контакты отпущенных реле P1, Р2 замыкают цепь сигнализации о неисправности.

Следовательно, данная схема обеспечивает дистанционный контроль исправности датчиков при возникновении в них повреждений любого вида.

Однако, как видно из рис. 4.1, резко усложняется схема ЦП, появляются дополнительные элементы, в том числе электромагнитные реле, сами датчики имеют четырехпроводную линию связи с ЦП.

На рис. 4.2 приведен пример построения схемы системы пожарной сигнализации, обеспечивающей непрерывный дистанционный контроль исправности всех датчиков и защиту от ложных срабатываний при неисправностях в датчиках.


Рис. 4.2. Структурная схема СПС с контролем исправности датчиков

Устройство состоит из двух электромагнитных реле и реле времени РВ. Датчики содержат чувствительные элементы, усилительно-преобразовательные устройства (УПУ), два выходных реле P1, Р2 и диодный мост М.

Датчики получают питание через диодный мост М. В исходном состоянии реле Р1 в датчиках постоянно включено, а реле Р2 выключено, при этом контакты P1, Р2 образуют замкнутую цепь, а неисправность в схеме датчика приводит к срабатыванию или отпусканию обоих реле.

При пожаре выходной сигнал чувствительного элемента ЧЭ воздействует на УПУ и вызывает отпускание реле Р1 и срабатывание реле Р2, при этом в линию шлейфа включается диод Д датчика.

Контакты P1, Р2 датчиков Д1—Дn включены в шлейф последовательно и каждый последующий датчик получает питание через контакты предыдущего. Таким образом, при подаче питания в ЦП срабатывает реле Р11, обмотка которого получает питание через контакты реле P1, Р2 всех датчиков, а также через контакты РИ. При этом формируется цепь сигнала „Готовность", а реле Р21 и РВ обесточены.

При пожаре срабатывает один из датчиков. В сработавшем датчике отпускает реле Р1 и срабатывает реле Р2, что приводит к отпусканию реле Р11 в ЦП, При этом запускается реле времени РВ, которое своими контактами изменяет полярность напряжения в линиях связи ЦП с датчиками. В ЦП срабатывает реле Р2 и контакты реле Р11, Р2Х формируют цепь сигнала „Тревога".

Неисправность схемы любого датчика приводит к отпусканию или срабатыванию обоих реле P1, Р2 в неисправном датчике, т. е. обрыву линии связи с ЦП. При этом в ЦП контакты отпущенных реле Р11, Р21 образуют цепь сигнала „Неисправность".

Эта схема проще предыдущей, что также имеет серьезные недостатки. Во-первых, использование двух электромагнитных реле в каждом датчике следует считать по соображениям надежности недопустимым, во-вторых, нельзя считать оптимальным последовательное включение всех датчиков одного шлейфа (к тому же четырехпроводного). При механическом или тепловом повреждении одного датчика выходит из строя весь шлейф, а на ЦП даже нет возможности установить номер поврежденного датчика, т. е. и в этом случае попытка контролировать схему датчика дистанционно потребовала заметного усложнения самого датчика и понижения ее надежности.