Особенности построения систем пожарной сигнализации на разных типах судов

Страницы: 1 2 3

Современный морской флот насчитывает множество типов специализированных судов: контейнеровозов, ролкеров, лесовозов, танкеров, а также судов смешанного назначения для одновременной перевозки, например, руды и нефтепродуктов, контейнеров и колесной техники. Увеличиваются объемы грузовых помещений, расширяется номенклатура грузов. Все это в значительной мере обусловливает необходимость построения СПС с учетом особенностей типа судна.

На многих судах до сих пор устанавливают СПС, выполненные без учета специфики груза и назначения судна, конструктивных особенностей судовых помещений.

Причины возникновения и условия развития пожара в различных судовых помещениях и для каждого вида груза существенно отличаются, поэтому СПС должны быть приспособлены к конкретным условиям работы и назначению судна в целом. В первую очередь это следует учитывать при выборе датчиков, так как структура СПС может быть типовой. Судовые помещения делят на следующие группы:
—      жилые помещения экипажа;
—       жилые помещения пассажиров (на пассажирских и грузопассажирских судах);
—       служебные помещения, в том числе и помещения определенных категорий взрывоопасности;
—       грузовые (трюмы, в том числе рефрижераторные, танки, палубы ролкеров с колесной техникой, контейнерные площадки);
—       машинно-котельные помещения, отдельно для неавтоматизированных судов и автоматизированных судов классов А1 и А2.

Наиболее частыми причинами пожаров в жилых помещениях является несоблюдение правил противопожарной безопасности. В большинстве (95 % случаев) ситуаций пожар начинается с интенсивного выделения дыма, так как в жилых помещениях находится очень большое количество пожароопасных материалов с высокой дымообразующей способностью. Наряду с этим происходит постепенный подъем температуры в помещении. Казалось бы, разумно установить в жилых помещениях датчики дыма и тем самым обеспечить их надежную противопожарную защиту.

Однако дым в жилых помещениях часто является следствием курения. В этих условиях датчики дыма станут источником огромного количества ложных сигналов, что, в свою очередь, вызовет недоверие к сигналам СПС, а в ряде случаев и отключение системы вообще.

На судне, особенно пассажирском, имеется очень большое количество жилых помещений. Установка в каждом помещении датчика дыма — сложного и дорогостоящего прибора - потребует значительных капиталовложений при постройке судна, а также приведет к дополнительным эксплуатационным издержкам.

Все это является предметом обсуждения в Комитете по охране человеческой жизни на море, который существует при Интернациональной морской организации (ИМО).

В настоящее же время большинство жилых помещений на судне оборудовано тепловыми датчиками, которые подают сигнал о пожаре с существенным (приблизительно в 4 раза) запаздыванием по сравнению с датчиками дыма. Повышение их быстродействия может быть достигнуто применением малоинерционных чувствительных элементов, а также максимально-дифференциальных схем включения. Перспективным является, создание для жилых помещений комбинированного датчика, реагирующего на дым и тепло или еще лучше — на тепло и открытое пламя.

В настоящее время нет промышленных образцов датчиков, не реагирующих на табачный дым, хотя принципиальная возможность их создания существует. Для исключения ложных сигналов из-за курения в конструкции датчиков может предусматриваться таймер, отключающий датчик на заданный промежуток времени. Датчики такого типа выпускает ряд зарубежных компаний.