Основные правила настройки аппаратуры

После установки в судовых помещениях приборов и датчиков системы пожарной сигнализации предусматривается ее проверка в эксплуатационных условиях. При этом осуществляются мероприятия с учетом особенностей контролируемого объекта. Испытания и настройка СПС проходят в два этапа: 1) перед ходовыми испытаниями судна; 2) во время ходовых испытаний судна.

Перед ходовыми испытаниями проверяется работоспособность всех элементов ЦП и датчиков с помощью встроенных средств контроля ЦП и имитаторов факторов пожара для датчиков соответствующего типа. Перед ходовыми испытаниями выявляются и устраняются дефекты в монтаже элементов системы пожарной сигнализации. Производится корректировка местоположения с целью обеспечения максимальной надежности работы системы, удобства ее эксплуатации и ремонта. При необходимости осуществляется замена типов датчиков, используемых в конкретных помещениях, для исключения их ложного срабатывания или несвоевременного обнаружения пожара.

Проверка СПС во время ходовых испытаний производится при включенных главных двигателях и работе всех основных систем судна. Основная цель испытания и настройки аппаратуры состоит в учете влияния на работу системы вибрации, закономерностей тепло- и массообмена воздушных потоков, действия фоновых оптических засветок, местных источников тепловыделения. После проведения испытаний производится анализ работы аппаратуры СПС, корректируется расположение датчиков и выбор их типов, а также регулировка яркости свечения ламп на центральном приборе системы.

Во многих случаях аппаратура СПС после ее установки на судне и проведения приемосдаточных испытаний пломбируется, и никакие последующие работы по ее настройке и регулировке не проводятся (по крайней мере, в период гарантийного периода работы судна). Однако со временем практически все электронные устройства меняют свои параметры и характеристики вследствие старения компонентов, влияния условий эксплуатации, иногда не очень грамотного обслуживания. Поэтому для поддержания всей системы пожарной сигнализации в должном техническом состоянии регулировка и подстройка аппаратуры может оказаться необходимой. Эти работы могут касаться как датчиков, так и схемы ЦП.

Естественно, самые простые температурные датчики в виде плавких вставок, биметаллических мембран и т. п. не имеют элементов регулировки. Но в процессе эксплуатации активных датчиков (BF, BD, BE фирмы ,Лутроника", датчик СПС ТИС-М и др.) может потребоваться их подстройка в связи со старением элементов. Необходимость в такой подстройке выявляется в процессе проверки датчиков (см. гл. 5). Сама подстройка заключается в изменении номиналов некоторых резисторов для обеспечения требуемого уровня порога срабатывания датчиков (см. схему извещателя ПОСТ-1-С [1]). Как показала практика, в ряде случаев необходимы тепловые датчики с изменяемой температурой срабатывания, такие датчики тоже должны иметь органы регулировки.

В дымовых (например, SD-1, NiD-38 и др.) датчиках предусмотрен переменный резистор для регулировки порога срабатывания датчика для изменения его чувствительности. Причем регулировка этих датчиков предусмотрена инструкцией по эксплуатации.

В ЦП системы также обычно предусматриваются устройства, позволяющие в какой-то степени менять пороги чувствительных элементов, время задержки при подаче сигналов и т. п., хотя все фирмы стремятся свести количество таких элементов к минимуму. Так, например, в СПС типа RFT, SWD-10 и ряде других такие регулировочные элементы предусмотрены, в более совершенных СПС (BV-1, SPSP20E24, „Кристалл") их нет. В последних оставлены только устройства для регулировки яркости сигнальных ламп. Естественно, в этом случае обслуживающий персонал, с одной стороны, избавлен от достаточно сложных манипуляций по регулировке схемы ЦП, но с другой — лишен возможности при острой необходимости произвести подрегулировку схемы.