Проверка датчиков дыма с помощью дымогенераторов и других средств

Страницы: 1 2

Имитаторы воздействия дыма на датчик должны отвечать ряду требований. В отличие от датчиков температуры их проверку можно осуществлять не только с помощью воздействия дымовых аэрозолей, но и аэрозолей многих других видов. Дня надежного контроля необходимо обеспечить гарантированное попадание имитирующей аэрозоли в приемную камеру датчиков, что в условиях проверки датчиков, расположенных в помещениях большой высоты, довольно трудно. При проверке датчиков в помещениях, отнесенных к категориям взрывоопасности, необходимо пользоваться дымогенераторами во взрывобезопасном исполнении. Аэрозоль-имитатор не должен быть токсичен и вызывать коррозию элементов конструкции датчика.

Интенсивность выделения аэрозоля в имитаторе должна обеспечивать минимальное (5—10 с) время проверки одного датчика.

Для периодической проверки работоспособности СПС от датчиков дыма в системе „Кристалл" использован прибор проверки датчиков дыма (ПДД). Он обеспечивает воздействие на датчик концентрации дыма, превышающей порог срабатывания датчика. На рис. 5.1 приведена фотография его внешнего вида 2. Прибор ПДД обеспечивает создание концентрации дыма в рабочей камере датчика, приводящей к его срабатыванию, без измерения величины концентрации дыма. Прибор ПДД представляет собой воронкоообразный корпус, внутри которого под специальной крышкой установлен хлопчатобумажный фитиль и механизм протяжки фитиля. На боковую поверхность корпуса выведена рукоятка, с помощью которой осуществляется подача фитиля, создающего дым при горении. Корпус прибора при помощи специальной рукоятки закреплен на конце метровой штанги и имеет возможность отклоняться от поперечной оси на угол ± 150°, что обеспечивает удобство проверки датчиков дыма. Прибор выполнен из алюминиевого сплава. Исполнение — защищенное.

Для контроля датчиков дыма с помощью прибора ПДД необходимо:
—       поджечь фитиль в воронкообразном корпусе прибора ПДД;
—       надеть воронкообразный корпус прибора ПДД на оградительную сетку датчика и держать его до включения светового сигнала (светодиода) на проверяемом датчике;
—       снять прибор ПДД с оградительной сетки датчика, при этом световой сигнал на нем должен отключиться после выхода дыма из приемной камеры датчика.

После проверки датчика погасить фитиль в воронкообразном корпусе прибора ПДД, для чего следует снять пробку со штанги прибора и навернуть ее на резьбовую втулку узла подачи фитиля.

Существуют и другие способы проверки функционирования датчиков дыма. В ряде зарубежных стран для этого применяется специальный состав в аэрозольной упаковке. При распылении аэрозоля в направлении приемной камеры датчика образуются частицы, по своим оптическим параметрам близкие к частицам дыма. Через некоторое время после прекращения проверки (1...3 мин) частицы аэрозоля, сконденсировавшиеся на элементах конструкции датчика, бесследно испаряются. Состав наполнителя безвреден для человека.

Нередко для проверки используют специальные приспособления для сжигания растительного масла. При этом образуется дым, по своим оптическим параметрам близкий к дымовым аэрозолям горюче-смазочных материалов. Данные зарубежных источников рекомендуют также для проверки функционирования датчиков дыма на судне использовать продукты неполного сгорания бутана. Нередко для этой же цели на практике применяют дым от сигареты.