Основные требования к составу датчиков пожарной сигнализации и их расположению на судне

В настоящее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывают новые требования по обеспечению современного уровня пожарной безопасности судов. Первый по значению документ — Конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 г. („Солас-74").

Все рекомендации Конвенции учтены в действующих Правилах Регистра СССР. Обязательным требованием является использование в составе судовых СПС датчиков избыточной температуры и дыма. Это объясняется тем, что применение систем сигнализации, действие которых основано на фиксировании только одного фактора пожарной опасности, например температуры, как в системе ТОЛ-10/50-С, или дыма, как в системе АКСД-ОЗМ, не всегда позволяет обнаружить пожар в начальной фазе. Кроме того, невозможно во всех защищаемых помещениях устанавливать датчики одного типа. Так, в сильно запыленных помещениях нельзя устанавливать датчики дыма, а в помещениях с сильными перепадами температуры датчики температуры. Отсутствие рекомендации об обязательном применении датчиков открытого пламени вызвано тем, что промышленность СССР еще не выпускает серийно таких датчиков, мал опыт их эксплуатации на судах.

Датчики пожарной сигнализации являются одним из основных звеньев судовых систем обнаружения пожара. Это и обусловливает высокие требования, которые к ним предъявляются. Основные из них следующие:
-        высокая чувствительность;
-        малая инерционность;
-        низкое напряжение питания и минимальная потребляемая мощность;
-        стабильность чувствительности в процессе эксплуатации;
-        устойчивость к действию климатических факторов (температуры, влажности и т. п.);
-        устойчивость к действию электрических и магнитных полей;
-        нормальная работоспособность в условиях эксплуатации, оговоренных в соответствующих разделах Правил Регистра СССР, с учетом класса судна;
-        межремонтный ресурс должен быть не менее 25 000 ч. В течение этого ресурса следует гарантировать наработку не менее 5000 ч в год без подрегулировок и наладок;

—       отсутствие ложных сигналов системы о пожаре при появлении в датчике неисправностей;
—       визуальная индикация состояния датчика, например по светодиоду;
—       удобство монтажа и эксплуатации на судне: возможность быстрой замены неисправного датчика, взаимозаменяемость датчиков разных типов в одном цоколе.

К порогу срабатывания датчиков предъявляют следующие требования:
—       уставка порога срабатывания датчиков температуры должна быть приблизительно на 30° выше верхнего предела нормальной эксплуатационной температуры в помещении;
—       уставку порога срабатывания датчиков дыма следует устанавливать с учетом запыленности в помещении, возможности конденсации влаги на элементах датчика, а также скорости воздушных потоков;
—       уставку порога срабатывания датчиков излучения пламени необходимо устанавливать с учетом величины и характера оптических помех, а также высоты помещения.

2.1.    Выбор оптимального состава датчиков применительно к условиям конкретного типа судна
2.2.    Расположение датчиков в каютах, служебных помещениях, коридорах и машинных отделениях
2.2.1.  Рекомендации по расположению датчиков температуры
2.2.2.  Рекомендации по расположению датчиков дыма
2.2.3.  Рекомендации по расположению датчиков пламени
2.3.    Особенности монтажа датчиков и их кабельных трасс на судне