Структура системы пожарной сигнализации, основные блоки

Страницы: 1 2

На рис. 1.1 представлена общая структурная схема судовой системы пожарной сигнализации. Система включает следующие основные блоки: центральный прибор ЦП; автоматические датчики различных типов Д; ручные извещатели РИ; линии связи ЛC; блок питания БП, включающий основной ИО и резервный ИР источники питания; дублирующее табло ДТ (в некоторых СПС).


Рис. 1.1. Структурная схема СПС

В состав ЦП включены устройства обработки информации УОИ, отображения информации УО, сигнализации УС, контроля линий связи KЛC, активные средства пожарной защиты АПЗ (редко).

Дополнительно в состав СПС входят средства проверки работоспособности датчиков — имитаторы И и средства метрологического контроля порогов срабатывания датчиков МК.

Как указано выше, конструктивно все элементы СПС, кроме датчиков, ручных извещателей, линий связи, дублирующих табло и средств контроля, чаще всего объединены в центральном приборе, имеющем блочно-функциональный принцип построения и установленном в рулевой рубке или специальном посту противопожарной защиты. Датчики СПС расположены с учетом особенностей противопожарной защиты конкретного помещения судна в соответствии с нормами. Дублирующие табло используют для синхронного отображения визуальной информации центрального прибора в резервном посту управления. В качестве устройства отображения информации в основном используют сигнальные лампы с различными светофильтрами, реже знакосинтезирующие индикаторы, панели или дисплеи. Сигнальные лампы, как правило, являются элементами мнемосхемы противопожарной защиты судна. Устройствами сигнализации в СПС (обобщенного сигнала „Пожар") служат сигнальные лампы с красными светофильтрами (обычно сдвоенные), а также источники интенсивного звукового сигнала — ревуны. Устройствами включения средств активной пожарной защиты, например систем закрывания дверей и отключения вентиляции, являются  выходные цепи мощных контакторов, управляемых сигналами СПС. В настоящее время выходные сигналы СПС для автоматического включения средств противопожарной защиты на судах транспортного флота не используют. Каждая система пожарной сигнализации имеет блок питания, подключенный к двум независимым сетям питания или одной независимой сети питания и аккумуляторной батарее резервного питания, емкость которой должна обеспечивать работу СПС в течение 72 ч. Переключение с основной сети на резервную и обратно осуществляется автоматически, с соответствующей сигнализацией. Кроме того, иногда предусматривают аварийный аккумулятор.

Датчики СПС предназначены для преобразования неэлектрических величин (температуры, концентрации дыма, излучения пламени, избыточного давления, концентрации кислорода и т. п.) в электрический сигнал.

Датчик пожарной сигнализации (извещатель, сигнализатор) — это устройство, срабатывающее при достижении уровня контролируемого параметра до порогового значения.

По принципу преобразования физических параметров пожара датчики СПС подразделяют на два вида - пассивные и активные. В первых энергия выходного сигнала является прямым преобразованием входной энергии; во вторых — необходимо использование вспомогательного источника энергии, входная величина лишь управляет передачей энергии вспомогательного источника в выходную величину. Многие системы пожарной сигнализации имеют автоматические (активные и пассивные) датчики и ручные пожарные извещатели. Ручные пожарные извещатели служат для подачи сигналов тревоги при замыкании (размыкании) электрической цепи кнопкой. В составе судовых СПС используют автоматические датчики, срабатывающие от избыточной теплоты (тепловые), продуктов горения - дыма (дымовые), открытого пламени (датчики пламени). Датчики СПС могут быть комбинированными, реагирующими не менее чем на два параметра загорания, например на дым и теплоту.

Передачу информации от датчиков осуществляют по линиям связи. Для этой цели пока в основном применяют электрические кабели, хотя уже созданы и оптоэлектронные линии связи.