Основные требования к центральному прибору системы пожарной сигнализации
Центральные приборы системы пожарной сигнализации предназначены для анализа пожарной ситуации на защищаемом судне, а также выдачи звуковой и оптической сигнализации при появлении признаков пожара в помещениях судна или неисправностей в системе.
Основными требованиями, предъявляемыми к центральным приборам, являются следующие:
— нормальное функционирование в условиях эксплуатации, оговоренных в соответствующих разделах Правил Регистра СССР;
— наличие защиты от ложных срабатываний при возникновении помех, отказов в узлах системы, переключениях питания или его отклонениях в определенных пределах;
— возможность автоматического переключения в случае аварии сети на питание от резервной аккумуляторной батареи или на второй фидер переменного тока, включенный в самостоятельную сеть, с одновременной оптической и звуковой сигнализацией. При прекращении питания (основного и резервного) на центральном приборе должны включаться оптические и звуковые сигналы;
— возможность автоматического дублирования обобщенных сигналов „Пожар" и „Неисправность" на выносных табло (иногда);
— возможность проверки основных узлов системы с центрального прибора;
— автоматический контроль целости проводов лучей и внешних сигнальных устройств, а также оптическая индикация всех видов повреждений;
— автоматический или автоматизированный контроль исправности максимального количества узлов системы с указанием места появления отказов;
— автоматический контроль оптических элементов сигнализации (ламп на центральном приборе);
— возможность проверки центрального прибора на прием сигналов „Пожар", „Обрыв", „Короткое замыкание";
— возможность одновременного приема сигналов „Пожар" со всех датчиков;
— возможность выключения звуковой сигнализации при пожаре или повреждении без отключения светового сигнала;
— возможность работы в непрерывном круглосуточном режиме;
— возможность автоматической фиксации количества сигналов пожара и отказов (иногда);
— возможность быстрого определения цепи, в которой появился отказ и номера (луча) сработавшего датчика;
— возможность отключения с центрального прибора любого датчика (луча);
— возможность автоматического контроля сопротивления изоляции линейных проводов между собой и относительно корпуса судна;
— сигнал „Пожар" на центральном приборе должен позволять быстро определить местоположение помещения, из которого поступил сигнал, а также, желательно, фактор, по которому обнаружен пожар;
— возможность увеличения емкости системы;
— удобство монтажа, ремонта и обслуживания;
— любой сигнал или повреждение любой цепи не должны влиять на нормальную работу других цепей;
— максимальная унификация электрорадиоэлементов и материалов;
— срок службы не менее 25 лет с ежегодной наработкой не менее 5 тыс. ч;
— эстетичность внешнего вида;
— блочный (модульный) принцип построения центрального прибора.
Перечисленные требования охватывают все основные особенности работы центрального прибора судовой системы пожарной сигнализации. Они составлены на основе требований Морского Регистра СССР, материалов Конвенции „Солас-74" и практики эксплуатации судовых систем.
Существующие центральные приборы систем не соответствуют в полной мере указанным требованиям, что свидетельствует о необходимости создания новых высокоэффективных систем. При этом следует учитывать и экономические факторы. Одним из наиболее перспективных путей решения всех перечисленных задач является внедрение средств микропроцессорной техники в активные датчики, и главным образом в устройства обработки информации центрального прибора системы пожарной сигнализации.