Введение

Страницы: 1 2 3

Система пожарной сигнализации предназначается для решения следующих задач;
—       получения и формирования сигнала о состоянии всех контролируемых помещений в плане пожарной опасности;
—       сбора этой информации;
—       обработки полученной информации и принятия обобщенного решения о наличии или отсутствии пожара на судне;
—       формирования сигнала о пожаре на судне и индикации места пожара;
—       включения средств оптической и звуковой сигнализации;
—       контроля исправности аппаратуры СПС (датчиков, линий связи, центрального прибора, средств сигнализации).

СПС должна выполнять перечисленные функции в достаточно тяжелых условиях, связанных с необходимостью работы в различных климатических зонах, при наличии вибрации, ударов, повышенной влажности и г. п. Эти условия учитываются Правилами Регистра СССР для электрооборудования морских судов с неограниченным районом плавания, к которому относится и СПС. При установке системы пожарной сигнализации на суда с высоким уровнем автоматизации требования к ней еще более ужесточаются. Основные требования Регистра СССР к аппаратуре таковы:
—       диапазон рабочих температур от — 10 до + 45 С;
—       относительная влажность, %, 75 ± 3 при t =45 ±2 С; 80 ± 3 при t =40 ± 2 °С; 95 ± 3 при t =25 ± 2 °С;
—       вибрация от 5 до 30 Гц. с амплитудой t мм для частот 5 ... 8 Гц и ускорением 5 м/с2 при частоте 8 ... 30 Гц:
—       удары — с ускорением 30 м/с2 при частоте 40 ... 80 уд ./мин;
—       межремонтный ресурс оборудования - 25 000 ч.

Эти данные свидетельствуют о весьма жестких условиях, на которые должна быть рассчитана система и, следовательно, определяют конструктивное исполнение как центрального прибора (ЦП), так и датчиков СПС.

Следует отметить, что эти требования должны выполняться не только при проектировании и изготовлении СПС, но и в процессе ее эксплуатации. Недопустимо, например, менять условия установки аппаратуры (с применением нерекомендованных амортизаторов), ее герметизации и т. п. Кроме того, некоторые данные, указанные выше, относятся не ко всей аппаратуре. Например, если датчик СПС должен выдать сигнал, когда температура в помещении достигла 90 °С, то, естественно, он при такой температуре должен нормально работать.

Отличительной особенностью системы пожарной сигнализации является то, что она должна (в отличие от всех других судовых систем) находиться в рабочем состоянии как в процессе эксплуатации судна, так и во время ремонтных работ.

Судовые СПС, кроме того, работают в условиях интенсивного воздействия различных факторов, не связанных с пожароопасностью. К этим воздействиям относятся нарушения в электропитании, колебания напряжения в сети вследствие подключения мощных потребителей к генераторам судовой электростанции, электромагнитные помехи, возникающие по этой причине, а также при работе радиотехнических средств судна, коррозия элементов, оседание пыли и т. п. Эти и ряд других причин являются источниками ложных сигналов СПС.

В условиях автономного плавания ложные сигналы создают нервозное состояние у членов экипажа, подрывают доверие к СПС, а значит, повышают вероятность необнаружения экипажем очага пожара.

Таким образом, повышение требований по защите системы от ложных сигналов следует отнести к особенностям судовых СПС (допускается не более одного ложного сигнала в год, а на некоторых судах в настоящее время их бывает 5 ... 10 в неделю).