Введение

Страницы: 1 2 3

Пожар - одна из самых опасных аварий на судне. Это убедительно подтверждается фактическими данными: хотя пожары составляют всего 5 % всех аварий на морских судах, на их долю приходится 20 % гибели судов.

От пожаров и их последствий гибнут люди, огромные материальные ценности, наносится часто непоправимый вред окружающей среде.

Пожар на судне, как правило, возникает в одном помещении и некоторое время развивается скрытно (за исключением возгорания топлива в машинных помещениях и на танкерах). Горение происходит в основном за счет воздуха, находящегося в объеме помещения, а также поступающего по системе вентиляции. Продукты горения заполняют помещение, нагревая отделочные материалы переборок, мебель и оборудование.

Развитию пожара способствуют следующие обстоятельства:
-        наличие горючих материалов отделки помещений, коридоров и в первую очередь подволока;
-        отсутствие огнестойких и огнесдерживающих переборок, разделяющих судовые помещения на обособленные зоны; особенно опасны в этом отношении шахты трапов и лифтов, свободные пространства за зашивкой подволока, соединяющие между собой смежные помещения.

Поскольку на судне количество средств пожаротушения ограничено (например, запаса углекислоты хватает лишь для одноразового тушения пожара в наибольшем отсеке), а условия для распространения пожара благоприятны, важно выявить очаг пожара в начальном периоде его развития. По данным ряда исследований и реальных событий, пожар на судне, не обнаруженный в первые 15 мин его развития, не может быть ликвидирован силами экипажа, это касается пожаров в машинных помещениях, грузовых отсеках танкеров.

При обнаружении и ликвидации пожара на судне и береговом объекте много общего: используются одинаковые факторы для его обнаружения (тепло, пламя, дым, концентрация газов), одинаковые средства пожаротушения. Однако имеются и существенные отличия. Судовые системы обнаружения пожаров работают в более тяжелых условиях (виброклиматических, эксплуатационных), ограничен запас средств пожаротушения, экипажи судов сравнительно малочисленны (особенно на современных судах с высоким уровнем автоматизации) и не имеют такого практического опыта борьбы с пожарами, как береговые пожарные команды. В этих условиях решающее значение в противопожарной защите судов приобретает раннее обнаружение признаков пожара и высокая достоверность сигналов пожарной сигнализации (СПС). Так как на абсолютном большинстве судов (кроме крупнейших пассажирских лайнеров) отсутствует специальная пожарная вахта, судовая система пожарной сигнализации должна быть автоматической. Судовые автоматические СПС в настоящее время устанавливаются практически на всех морских судах (исключение составляют неавтоматизированные чисто грузовые транспортные суда дедвейтом менее 5 тыс. т, где допускается установка только ручных извещателей).