Технологические требования к судостроительной стали и методы их оценки

Судостроение ежегодно потребляет несколько миллионов тонн различных конструкционных материалов, в числе которых доля черных металлов (стали, чугуна) составляет 60 %. При этом около 60 % всего металла используется для строительства корпусов судов. Из металлических материалов наиболее пригодным для судостроения сочетанием технологических, механических и физических свойств обладает сталь.

Техническая возможность и экономическая целесообразность проведения многочисленных операций технологии постройки судов (механической, газовой, плазменной или лазерной резки, механической обработки кромок под сварку, горячей и холодной гибки, правки, сварки и др.) определяется совокупностью свойств стали, которые принято называть технологическими.

Важнейшими технологическими характеристиками судокорпусной стали являются обрабатываемость резанием, способность к холодной и горячей пластической деформации, свариваемость, чувствительность к образованию трещин при операциях тепловой резки. Эти характеристики оценивают по стандартным методикам либо непосредственно в ходе производственных операций (например, при резке листов гильотинными ножницами, при газовой, плазменной или лазерной резке), либо с помощью специальных лабораторных методов испытания (проб). В последнем случае технологические испытания должны надежно отражать поведение металла при изготовлении тех или иных конструкций. В этой главе рассматриваются наиболее распространенные методы оценки технологических характеристик судостроительной стали, соответствующие требованиям Регистра СССР.