Поставка проката

Страницы: 1 2

В судостроении не допускаются заказ и поставка листов с необрезной кромкой. Обрезка продольной кромки предназначена для удаления возможных кромочных пороков и дефектов (надрывов, расслоений, вмятин, утонений). После обрезки кромок не должны оставаться видимые невооруженным глазом дефекты.

В результате прокатки слитка или его части (сляба, блюма) прокатывают так называемую полосу значительной длины. Затем полосу разрезают на листы необходимой длины. Длину листов определяет заказчик, но она должна соответствовать размерам, указанным в таблице складских размеров листов. Складские размеры учитывают возможности производства листов с выгодными для металлургов сочетаниями толщины, ширины, длины. При разрезке раскатанной полосы на листы могут образовываться отходы вследствие удаления участков с дефектами, а также так называемые концевые отходы. Концевые отходы возникают при некратности длин листов и разрезаемой полосы; из-за необходимости удалять начальный и концевой участки полосы, обычно не соответствующие требуемым значениям толщины и ширины. Величина концевых отходов в какой-то степени может и должна заранее планироваться. Дефектные участки, их количество и размеры предугадать невозможно. Такая неопределенность ведет к необходимости вырезать листы любой длины вместо той, которая требуется для выполнения заказа. Для того чтобы лист длиной, отличающейся от заказанной, не отправлять в брак, стандартами предусмотрены различные формы поставки. В таблице складских размеров листов предложено более 2000 сочетаний их размеров. Значения ширины изменяются от 500 мм для тонких листов до 3800 мм для самых толстых листов, значения длины изменяются от 710 до 12 000 мм. Если заказчик согласен с поставкой листов любых складских размеров, то поставка соответствует форме I. Если в заказе оговорена определенная толщина листов, то поставка имеет форму II. Если указаны длина и ширина, но в поставляемой партии допускается присутствие листов с размерами, кратными заказанным, то поставка выполняется по форме III. Наконец, при заказе листов только одного, строго определенного размера поставка соответствует форме IV, называемой формой мерных- размеров. Листовой и широкополосный металлы для судостроения заказывают только по форме мерных размеров.

При поставке широкополосного проката, кроме того, должны учитываться классы ребровой кривизны полос: повышенной (А) или обычной (Б) точности; выпуклость боковых граней и плоскостность в продольном и поперечном направлениях.

Поставка полосового и фасонного проката отличается длиной профилей: мерной, кратной, немерной, а также мерной не менее чем для 85 % веса партии. При поставке обоих видов угольников могут быть также оговорены высокая (А) или обычная (Б) точность прокатки, зависящие от размеров сечения и длины профиля.

Состояние поставки всех видов проката определяется требованиями заказчика к термической обработке материала. Термическая обработка проката из некоторых сталей становится необходимой и обязательной, когда толщина листов и профилей достигает 10—20 мм. В этом случае обеспечение нужных механических свойств и свариваемости достижимо только с помощью термической обработки: нормализации или закалки с отпуском.