Поставка проката

  • Сортамент проката
  • Системы допусков на размеры проката
  • Стоимость проката
  • Приемка и хранение проката на судостроительном заводе
  • Приемочные испытания стального проката
  • Нормирование расхода проката
  • Листовой прокат разделяют на тонколистовой и толстолистовой. Прокат различают также по виду и по состоянию поставки заказчику. Он может быть разрезан на листы определенной длины или свернут в рулон, холоднокатаным или горячекатаным, без термической обработки или с термической обработкой после прокатки. Вид и состояние поставки проката данной толщины определяются возможностями прокатного производства.
    Широкополосный (универсальный) и полосовой прокат по применению в корпусных конструкциях судна, а широкополосный прокат и по технологии прокатки подобны листовому прокату. Отличие состоит в том, что при изготовлении деталей с прямыми параллельными продольными кромками из прокатных полос не требуется обрезать и зачищать кромки, производить правку после резки. Необходимо только подобрать размеры проката, равные толщине и ширине детали.
    Сортовой прокат фасонного профиля, или фасонный прокат, делят на профили общего и специального назначения. К первым относят угольник равнополочный, угольник неравнополочный, швеллер; ко вторым — полособульб несимметричный, полособульб симметричный, зетовый профиль, который в современном судостроении практически не используется. Наибольшее применение обе разновидности полособульба получили в качестве балок набора корпуса и различных подкреплений мест притыкания фундаментов и цистерн к настилам. Симметричный полособульб по сравнению с несимметричным более экономичен благодаря рациональному распределению металла по поперечному сечению профиля. Назначение угольников обоих видов в корпусе судна приблизительно одинаково: набор судов небольших размеров, плавучих доков, детали фундаментов, креплений, обрешетника межкаютных переборок и др. Угольники используются также для изготовления технологической оснастки, строительных лесов и для прочих потребностей верфи. Швеллеры на судне применяют сравнительно редко (детали некоторых устройств, стеллажи, обрешетник). Для потребностей верфи швеллеры используют в тех же целях, что и угольник.

    Качество проката определяется соответствием его свойств, размеров и формы комплексу обязательных требований, установленных стандартами. Требования к механическим свойствам и химическому составу стали указывают в стандартах технических условий, а требования к размерам, форме, внешнему виду проката— в стандартах на сортамент. Традиционно сумма требований стандарта на сортамент складывается в понятие «вид поставки», а требования технических условий образуют понятие «состояние поставки». Вид поставки листового проката включает требования к точности прокатки, плоскостности, форме кромок и соответствию размерам, указанным заказчиком. В соответствии со стандартами на сортаменты тонколистовой и толстолистовой прокат может быть заказан повышенной (А) и нормальной (Б) точности прокатки; особо высокой (ПО), высокой (ПВ), улучшенной (ПУ) и нормальной плоскостности; с необрезной (НО) и обрезной (О) кромками; мерных (форма IV), кратных (форма III) и немерных (формы I и II) размеров.
    Деление проката по точности прокатки осуществляется только для листов толщиной до 12 мм включительно. Более толстые листы имеют один класс точности. Еще более значима оценка неплоскостности проката.
    Неплоскостность листов отражается на точности размеров деталей, вырезаемых из листов. Поэтому листовой прокат следует заказывать улучшенной или более высокой плоскостности. Тем не менее за время многочисленных транспортных и перевалочных операций листы приобретают деформации, выходящие за пределы допустимых отклонений. На судостроительном заводе весь получаемый листовой прокат подвергают правке до начала операций по изготовлению деталей. Отклонения от плоскостности для толстолистовой стали установлены в зависимости от толщины листов и вида плоскостности равными 5—20 мм на всю длину листа. Для тонколистовой стали допускается неплоскостность от 4 до 20 мм в зависимости только от ширины листа.
    Ограничения местных прогибов, отнесенных к 1 м длины, стандартами не установлены.

    Страницы: 1 2


    Судостроение