Судовые стальные поковки

Страницы: 1 2

Каждую поковку осматривают для выявления дефектов, видимых невооруженным глазом, и обмеряют в соответствии с чертежом. Показатели механических свойств определяют на образцах, которые вырезают из припусков, оставляемых на концах поковки или в оговоренном на чертеже изделия месте. При неудовлетворительных результатах испытания могут быть повторены на удвоенном количестве образцов. Для достижения требуемых механических свойств поковки термически обрабатывают. Если испытания механических свойств не дали удовлетворительного результата, термическая обработка может быть повторена перед новым циклом испытаний. Повторение обработки и испытаний допускается до двух-трех раз.

Поковки, используемые в судостроении, выполняются по техническим требованиям, установленным отраслевым стандартом ОСТ 5.9125—73 «Поковки стальные для судостроения. Технические требования». В этом стандарте по сравнению с ГОСТом на общемашиностроительные поковки число категорий прочности дополнено КП85, КП90 и КП100, учитывающими необходимость производства деталей размерами от 800 до 900 мм. Число испытаний в зависимости от назначения изделий, как следует из табл. 7.1, также дополнено и конкретизировано в сравнении с ГОСТом.

Таблица 7.1. Группы поковок для судостроения
Группа Назначение и условия работы деталей Примеры поковок Вид обязательных испытаний Сдаточная характеристика
I Подвергаются незначительным напряжениям, размеры поковок определяются конструктивными соображениями Детали тенто-леерного устройства, мелкие коуши, фланцы, вварыши, наварыши Без испытаний, с проверкой химического состава
II Для малонагруженных деталей, запас прочности которых превышает расчетный Обухи, скобы забортного трапа На твердость; с проверкой химического состава НВ
IV В условиях сложно-напряженного состояния, подвергаются ударам и вибрациям. Вес поковок до 50 кг Кронштейны гребных валов, детали грузовых устройств, буксирные гаки На растяжение, ударную вязкость, твердость; с проверкой химического состава σТ, ψ, aн
V Особо ответственные детали, работающие в тех же условиях, что указаны для группы IV. Вес деталей более 50 кг То же То же То же
VI При статических или плавно прилагаемых нагрузках Шлюпбалки и параванбалки, детали клюза, обухи и рамы устройств, вертлюги На растяжение, ударную вязкость при —40 °С, твердость; с проверкой химического состава σТ, ψ, aн, НВ
VII Из слитков сталей марок 08ГДН и 08ГДНФ для деталей, входящих в крупные ковано-сварные и композитные конструкции или привариваемых к корпусу Кронштейны гребных валов, штевни, баллеры рулей, мортиры, румпели. буксирные дуги
Примечания. Группа поковок III в судостроении не применяется. 2. Группы поковок I—V соответствуют нумерации, принятой в стандарте общего назначения ГОСТ 8479—70.

Для поковок категорий КП20 — КП32 стандартами рекомендованы в основном углеродистые стали обыкновенного качества, поставляемые по ГОСТ 380—87 (марки Ст3, Ст4, Ст5), и стали повышенного качества по ГОСТ 1050—74 (марки 15, 20 и т. д.). Для поковок категорий КП35 — КП100 используются стали, поставляемые по ГОСТ 4543—71 (марки 15ХМ, 18ХГТ, 35Х, 40Х и др.).

В судостроении действует также специальный стандарт на поковки, предназначенные для изготовления валов и баллеров рулей (ГОСТ 8536—79). Им устанавливаются требования более высокие, поскольку на эти изделия действуют значительные знакопеременные изгибающие и крутящие нагрузки, работают эти изделия в коррозионной среде при высоких скоростях обтекания жидкостью. Для поковок валов и баллеров, отнесенных к группе сложности IV, рекомендованы углеродистые стали по ГОСТ 1050—74 и легированные — по ГОСТ 4543—71. Установлены специальные категории прочности только для таких поковок КМ (восемь категорий) и КТ (восемь категорий).

Подбирая марку стали, следует учитывать ее свариваемость и другие технологические свойства: обрабатываемость резанием, деформационную способность в холодном состоянии. Свариваемость стали обеспечивается ограничением содержания в ней углерода до 0,20%, а деформационная способность — регламентацией показателей пластических свойств и ударной вязкости.