Суда

Прежде чем описывать энергетическую установку судна, следует, видимо, дать сведения о судне вообще. Различные обязанности судового механика сводятся в основном к тому, чтобы судно работало надежно, эффективно, экономично и безопасно. В зависимости от типа энергетической установки расположение механизмов на судне может быть различным, также как различными будут оборудование и вспомогательные механизмы. Эти обстоятельства определяют требования к эксплуатации и ремонту судна и, следовательно, объем обязанностей судового механика.

Судно — это сложное мореходное сооружение, которое с большой надежностью и в течение длительного времени может работать автономно в присущих морской стихии условиях. Проект судна — это результат совместной деятельности инженеров-кораблестроителей и инженеров-механиков. Инженер-кораблестроитель проектирует корпус судна, его конструкцию и обводы, обитаемость и мореходные качества. Инженер-механик отвечает за проектирование систем, обеспечивающих движение судна и управление им, т. е. проектирует энергетическую установку, рулевое, якорное, швартовное и грузоподъемные устройства, оборудование для кондиционирования воздуха и электроэнергетические системы. Иногда, как, например, при проектировании винта, когда решаются задачи по уменьшению шума и вибрации, и в ряде других случаев требуется совместная работа кораблестроителей и механиков.

Судовые помещения можно разделить на три группы: грузовые трюмы, жилые и служебные помещения и машинные отделения. В зависимости от типа судна может изменяться как соотношение этих групп помещений по объему, так и их состав. На танкере, например, грузовые помещения занимают большую часть судна и представляют собой цистерны, разделенные продольными и поперечными переборками. На палубе и в трюмах проложено много трубопроводов. Судно для перевозки сухих грузов имеет несколько грузовых трюмов, которые обычно располагаются по всей ширине судна и разделяются поперечными переборками по его длине. На палубе имеется грузоподъемное устройство и большие грузовые люки, закрывающиеся стальными крышками. На судах обоих типов должно быть достаточное количество жилых помещений для команды и служебных помещений для управления судном. Объем машинных отделений определяется типом выбранной энергетической установки и числом вспомогательных механизмов. На пассажирском судне жилые и служебные помещения оправданно занимают очень большой объем. Энергетическая установка на пассажирском судне должна обеспечивать работу кондиционеров воздуха, успокоителей качки и другого оборудования, содействующего улучшению обслуживания пассажиров.