Водяные турбины И. Е. Сафонова

Не один год потребовался И. Е. Сафонову на предварительные расчеты для проектирования. Наконец, в 1835 году Игнатий Егорович предложил управлению Алапаевских горных заводов разработанный им проект устройства «горизонтального водяного колеса» (так назвал он свою водяную турбину).

Изобретение И. Е. Сафонова было недорогим и обещало большие выгоды владельцам. Заводоуправление решило испытать его. Однако на рассмотрение проекта ушло больше года. Сафонов получил разрешение на устройство нового водяного двигателя от управляющего Алапаевскими заводами в 1836 г.

Игнатий Егорович начал сразу строить турбину большой мощности для прокатного стана. Это свидетельствует о его смелости и уверенности в своих технических знаниях.

Турбина строилась в мастерских Алапаевского завода. И. Е. Сафонов строил ее не один; он привлек опытных мастеров, руководил ими и вкладывал много собственного труда.

Постройка водяной турбины была делом новым, беспримерным не только для России, но и для заграницы. Никакого опыта не было. В ходе строительства И. Е. Сафонову и возглавляемому им коллективу пришлось преодолеть немалые трудности. Надо было впервые изготовить отдельные части турбины невиданной формы. Требовалось отрешиться от многих старых способов изготовления частей, например, отказаться от деревянного коренного вала двигателя, заменить его металлическим. Расчетов на прочность деталей машины тогда еще не применяли, правил расчетов не знали. Конструктивные формы и размеры деталей определялись на глазомер. Не было совершенных металлообрабатывающих станков. Для изготовления деталей строителям приходилось создавать собственные приспособления. Колеса турбины имели большой диаметр (до 2 м) и изготовлялись, в отличие от обычных водяных деревянных колес, из металла. Крепление на заклепки изогнутых лопастей к ободу колеса требовало большого умения и знания разметки.

Все эти трудности были преодолены И. Е. Сафоновым с необычайной силой воли. Он создал не только конструкцию водяной турбины, ко и разработал технологию изготовления ее машинных частей.

Первая водяная турбина была построена к началу 1837 года и установлена на Алапаевском заводе. Она выдержала все испытания, работала отлично.

Переход от водяного колеса, имеющего горизонтальную ось, к водяной турбине с вертикальной осью и применением принципа действия воды одновременно на все рабочие лопасти колеса, через направляющий аппарат, явился поистине смелым творческим шагом изобретателя. Только талантливый, высокоразвитый, прекрасно знающий технику человек, с умом крупного ученого-новатора мог предвидеть в то время все преимущества малой по размерам турбины перед громоздким, тяжелым водяным колесом. Таким и был Игнатий Егорович Сафонов.

Создав сбою первую водяную турбину, И. Е. Сафонов совершил настоящий научно-технический подвиг во славу своей Родины, обогатил гидротехнику выдающимся вкладом мирового значения. Его изобретение равно по значению изобретению провозвестника новой техники И. И. Ползунова—творца первого в мире универсального теплового двигателя. Имя И. Е. Сафонова — замечательного сына великого русского народа должно быть поставлено также в один ряд с именами таких выдающихся изобретателей, как К. Д. Фролов, И. П. Кулибин, Е. А. Черепанов, М. Е. Черепанов и других.

Значение и польза нового водяного двигателя И. Е. Сафонова были настолько очевидными, что управление Алапаевскими заводами решило построить еще две таких же турбины — на Ирбитском и Нейво-Шайтанском заводах. Эти турбины были также успешно построены Игнатием Егоровичем — первая в 1839 г., вторая — в 1841 г., причем он значительно улучшил их конструкции .

Представление о турбинах, построенных И. Е. Сафоновым, дают описания и чертежи их, опубликованные в 1842 г. известным русским инженером-гидротехником В. И. Рожковым, а также чертежи, недавно обнаруженные в архиве Алапаевского металлургического завода.

Об Алапаевской турбине В. И. Рожков писал: «Первая тюрбина, устроенная на Урале есть Алапаевская. Она построена... плотинным мастером Игнатием Сафоновым. Хотя устройство этой тюрбины касательно правил наивыгоднейших отношений между частями машины, преподанным самим изобретателем и другими механиками, очень несовершенно, однако это не должно вредить полезной предприимчивости и славе строителей ее, особенно, если обратить внимание на то, какими средствами они руководствовались при построении машины».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9