Монтажные приспособления

Чтобы точно установить множество болтов в сложном фундаменте, требуется большая предварительная работа. Обычно разрабатывают специальный проект монтажных приспособлений, которые должны обеспечивать точное положение болтов или других закладных частей, не допускать их смещения во время бетонирования, быть простыми по конструкции и легкими по весу. Последнее требование объясняется тем, что монтажные приспособления обычно заливаются бетоном и служат дополнительной арматурой фундамента.

Монтажные приспособления состоят из двух частей — кондуктора и каркаса. Кондуктор служит для размещения болтов, а каркас — для установки кондукторов в требуемом положении.

На фиг. 13 показано устройство монтажного приспособления. Вокруг будущего фундамента устанавливают стойки 2 с таким расчетом, чтобы к ним можно было прикрепить опалубку. Для этого на стойках имеются приваренные кронштейны 3. Стойки опираются на пластины 1, залитые в специальные бетонные тумбочки 6. Эти тумбочки делаются по указаниям монтажников одновременно с бетонной подготовкой фундамента.


Фиг. 13. Устройство каркаса для установки фундаментных болтов.

Между собой стойки соединяются продольными и поперечными прогонами 4. Стойки и прогоны изготовляются из швеллеров, угловой стали или из других профилей и соединяются между собой сваркой. При монтаже крупных объектов разрабатывают типовые стойки и прогоны, из которых и собирают каркасы любой сложности.

На балках каркаса устанавливают кондукторы 5. Кондуктор представляет собой стальной лист или раму из уголков и листов, в которых имеются отверстия для болтов.

Фундаментные болты подвешивают в кондукторе на гайках а нижние концы заливных болтов раскрепляют проволокой или тонкими стержнями, чтобы во время бетонирования они случайно не сдвинулись и не перекосились. К каркасу кондуктор приваривают электросваркой.

Па фиг. 13 показаны установленные на каркасе кондукторы на два болта каждый. В сложных фундаментах можно использовать кондукторы одновременно для четырех и более болтов. На фиг. 14 показаны кондукторы для четырех и для двенадцати болтов. Диаметр отверстий в кондукторе должен быть на 1—2 мм больше диаметра болта.


Фиг. 14. Виды кондукторов.

При установке болтов необходимо особенно тщательно выполнять разметку отверстий кондукторов и установку их по осям и по высоте. Точность кондуктора полностью определяет точность установки болтов. Лучше повозиться с кондуктором, чем потом исправлять положение болтов.

Для предосторожности в верхней части заливных болтов иногда предусматривают колодец глубиной 300—400 мм, который может понадобиться для незначительного исправления положения болта. Пробки для таких колодцев лучше всего изготовлять из кровельного железа. Для повышения жесткости при вальцевании пробок у их краев накатывают два валика. Точно так же к кондуктору подвешивают металлические пробки для образования колодцев под закладные болты.

В крупных фундаментах на каркасы и кондукторы приходится значительный вес болтов, особенно с тяжелыми литыми плитами на нижнем конце. Чтобы разгрузить каркас, под каждый болт подводят стойку. Стойки делаются из отходов швеллеров, труб или другого металла. Длина стойки должна быть такой, чтобы можно было вогнать ее под висящий болт с некоторым усилием и тем самым разгрузить каркас.

На фиг. 15 представлен вид каркаса крупного фундамента современного прокатного стана. Видна верхняя часть фундамента, стойки, прогоны из балок и кондукторы из швеллеров, подвешенные пробки.


Фиг. 15. Верхняя часть каркаса фундамента прокатного стана.

Хотя сами кондукторы и некоторые стойки находятся вне фундамента, все-таки часть монтажных приспособлений остается в бетоне. Такой безвозвратный расход металла составляет 15—17 кг на 1 м3 бетона. Стремление снизить этот расход привело в самое последнее время к созданию сборных железобетонных стоек, показанных на фиг. 16. Стойки 1 опираются на бетонные башмаки 3, в которых имеются углубления с наклонными стенками. В этих углублениях стойки раскрепляются дубовыми или стальными клиньями 2. Вверху устойчивость каркаса достигается прогонами 6, на которых размещаются кондукторы 5. Кроме того, предусматриваются дополнительные косые связи 4 из круглого железа. Безвозвратный расход металла при изготовлении таких каркасов составляет всего 2—3 кг на 1 м3 бетона.


Фиг. 16. Каркас фундамента на сборных железобетонных стойках.