Постоянные подкладки

При монтаже быстроходных машин, которые должны работать почти без колебаний, комплект регулирующих подкладок рекомендуется заменять одной постоянной подкладкой, толщина которой равна толщине всего комплекта. Такие требования содержатся обычно в технических условиях на монтаж машин, которые устанавливаются на металлических рамах или каркасах. Установка одной постоянной подкладки делает опору более жесткой. Постоянные стальные подкладки изготовляют заранее с припуском по толщине 1,5—2,0 мм. Одну сторону подкладки следует обработать на токарном или фрезерном станке и припилить или пришабрить к поверхности металлической рамы или каркаса; эту операцию нужно сделать до установки машины.

Когда выверка машины закончена, нужно пронумеровать все пакеты и места их установки, а затем приступить к замене временных подкладок на постоянные. Для этого из-под машины удаляют часть пакетов, обычно каждый четвертый или пятый. Нельзя выбивать сразу два и более рядом лежащих пакета; этим можно нарушить установку машины.

Измеряя расстояние между каркасом фундамента и нижней поверхностью станины, можно определить размер постоянной подкладки.

На фиг. 21 показаны часть каркаса фундамента, часть станины машины и пакет временных подкладок. Другой пакет удален, и на его место нужно поставить одну постоянную подкладку. Так как подкладка обычно имеет значительные размеры, то для большей точности нужно сделать четыре замера по углам подкладки. На фиг. 21 места замеров показаны точками а, б, в и г.


Фиг. 21. Замена пакета временных подкладок на одну постоянную.

Измерения нужно производить с точностью до 0,01— 0,02 мм. Лучше всего это делать микрометрическим штихмасом, но им нельзя измерить размер менее 50 мм. Поэтому для этой цели самым удобным и точным инструментом оказывается набор плоскопараллельных плиток.

Плоскопараллельные плитки представляют собой стальные пластинки или бруски, измерительные плоскости которых изготовлены очень точно и так чисто, что обладают способностью притираться друг к другу. Это свойство позволяет соединять в один блок несколько разных плиток, причем размер блока равен сумме размеров всех плиток, входящих в этот блок. Для монтажников самым удобным является набор из 38 плиток, который позволяет составить блок любого размера от 2 до 500 мм с точностью 0,01 мм. Измеряя какой-нибудь размер, подбирают плитки так, чтобы блок входил в измеряемый зазор с небольшим усилием (150—300 г, как при измерении микрометром или штихмасом).

На фиг. 21 показано измерение набором плиток размера А. Плоскость рамы и плоскость станины могут быть непараллельными, поэтому и размеры во всех четырех точках могут отличаться друг от друга. Но как бы они ни расходились между собой, суммы накрест лежащих размеров должны быть равны:
А+В=Б+1.

Это простое правило позволяет проверить правильность измерений. Из-за ошибок в определении размеров и погрешностей обработки поверхностей указанные суммы могут отличаться друг от друга до 0,03—0,05 мм. Это вполне допустимо, и обнаруженную разность учитывают при окончательном назначении размеров подкладки. Поясним это примером.

1.       Измерением установлено: А=25,68 мм; Б=25,85 мм; В=25,94 мм; Г=25,81 мм.

2.       Вычисляем суммы накрест лежащих размеров: А+В=51,62; Б+Г =51,66; разность сумм 0,04 мм.

3.       К размерам, составляющим меньшую сумму (т. е. к А и В), прибавляем половину этой разности: А=25,68 + 0,02=25,70; В=25,94+0,02=25,96.

4.       Окончательные размеры постоянной подкладки: А=25,70; Б=25,85; В=25,96; Г=25,81.

После того как все размеры вынутых подкладок установлены, углы заготовок нужно запилить напильником. Запиливать нужно со стороны необработанной плоскости заготовки. Проверку размеров ведут микрометром. Рядом на боковой поверхности подкладки клеймом обозначают величину каждого углового размера. Слева на фиг. 22 показана подкладка с запиленными углами.

Окончательную обработку подкладки лучше всего производить на точном токарном станке. Подкладку, установленную в четырехкулачковый патрон, выверяют рейсмусом или индикатором по четырем углам, а затем производят торцовую обточку, удаляя припуск. Обработку торца следует производить осторожно, с малой подачей и глубиной резания, чтобы не сбить установку.

Проверенные и принятые постоянные подкладки устанавливают на место, строго соблюдая все знаки маркировки. После этого удаляют другую часть временных подкладок и заменяют их на постоянные и т. д. Это сложная и кропотливая работа, выполнять которую могут очень опытные и квалифицированные монтажники. Она описана подробно потому, что считается обязательной для многих машин.

В последние годы заметно стремление ограничить использование описанного метода самыми необходимыми случаями. Опыт показывает, что при тщательно выполненной подливке связь машины, с фундаментом осуществляется через цементный слой. Следовательно, нет нужды в такой точной пригонке подкладок. В частности, зарубежные монтажные организации в своей практике монтажа турбо-машин ограничиваются установкой пакетов строганых плоских или клиновых подкладок, но строго следят за качеством подливки.

Если фундамент не имеет металлического каркаса, то рекомендуется нижнюю пластину пакета подкладок установить заранее при бетонировании или уложить на поверхность фундамента на тонкий слой цементного раствора.