Способы поглощения колебаний

Одним из способов поглощения колебаний является установка виброустойчивых подкладок между машиной и фундаментом. Подкладки изготовляют из пробки, войлока, резины и специальных материалов; применяются также пружинные амортизаторы. Самый простой способ — установка машины на сплошную подкладку (ковер) из резины, войлока или пробки. Все эти материалы хорошо поглощают колебания, но разрушаются от попадающей на них смазки. Поэтому в зарубежной практике применяют упругие подкладки, прессованные из пробковой крошки, пенькового волокна и пластмассы типа бакелита или винила. Куски пробки, соединенные длинными волокнами, хорошо поглощают колебания и удары, а пластмасса связывает подкладку и делает ее стойкой против масла и других жидкостей.

Для увеличения трения подкладки делают рифлеными (фиг. 22). Если нужно регулировать положение машины (По высоте, пользуются двумя виброустойчивыми подкладками 1 и 3, а между ними закладывают стальную регулирующую пластину 2. Рифленые подкладки используются при установке спокойно работающих машин.


Фиг. 22. Установка машины на упругих подкладках.

Вместо сплошных резиновых подкладок в зарубежной Практике применяют трехслойные подкладки (фиг. 23). Они состоят из двух металлических полос или колец 1 и 5, соединенных слоем вулканизированной резины 2. На одну из пластин опирается станина станка, а другая свободно лежит на полу или прикрепляется болтами к фундаменту или фундаментной раме.


Фиг. 23. Трехслойные подкладки: а — подкладка-полосы; б — буфер.

На фиг. 23,а показаны подкладки-полосы, предназначенные для установки крупных машин, а на фиг. 23,б круглые буфера. Все приведенные типы подкладок должны изготовляться на специальных предприятиях. Для изготовления собственными силами на монтаже наиболее доступны пружинные амортизаторы.

На фиг. 24 показана одна из возможных конструкций пружинной опоры. Нижнее основание 1 изготовлено из стального листа и швеллера. Машина опирается на верхнее основание, состоящее из двух пластин 3 и 4, и закрепляется винтом 6 и гайкой 5. Между верхним и нижним основаниями находятся пружины 2. Расстояние между пластинами 3 и 4 может изменяться, так как винт 6 имеет на обоих концах правую и левую резьбу. Этим можно регулировать положение машины на упругих опорах. Число и размеры пружин выбираются в зависимости от веса машины. Нагрузка на одну пружинную опору может составлять от 20 до 1000 кг.


Фиг. 24. Устройство пружинной опоры.

В зарубежной практике используются опоры, внутренность которых заливается битумной массой с низкой температурой плавления. Битум увеличивает способность опоры гасить колебания. Пример такой конструкции показан на фиг. 25.


Фиг. 25. Конструкция пружинной опоры с битумной массой:
1 — корпус опоры; -2 — битумная масса; 3 — пружина; 4 — верхняя плита.

Другой способ борьбы с колебаниями машин — устройство со ставных фундаментов. В этом случае фундамент изготовляют из двух частей, а между ними устанавливают пружинные или резиновые амортизаторы. На фиг. 26 показано устройство фундамента для шлифовального станка. Внешняя часть фундамента представляет собой бетонную коробку 1, опущенную в грунт. На нее через несколько пружинных амортизаторов 2 опирается внутренняя часть 3, на которой установлен станок 4. Все колебания, поступающие извне, сотрясают внешнюю часть, а внутренняя, имеющая вместе со станком большую массу и, следовательно, большую инерцию, воспринимает эти колебания в значительно ослабленном виде. Вес внутренней части фундамента должен быть в 3—4 раза больше веса станка.


Фиг. 26. Составной фундамент с нижним расположением амортизаторов.

Пространство между обеими частями фундамента делается достаточно большим, чтобы можно было осматривать амортизаторы, и перекрывается настилом 5. Однако такое расположение амортизаторов неудобно. Лучше, если расположить их выше, почти на уровне пола.

Такая конструкция фундамента показана на фиг. 27. Она также состоит из внешней и внутренней 2 частей. Во внутреннюю часть заделаны балки 3, которые опираются на пружинные амортизаторы 4, находящиеся в специальных углублениях внешней части, подобные амортизаторы значительно легче проверять и регулировать.


Фиг. 27. Составной фундамент с верхним расположением амортизаторов.

Таковы основные способы устранения колебаний машин, связанные с фундаментом. Монтажник должен всегда помнить, что фундаменты, упругие подкладки, амортизаторы и другие приспособления только поглощают колебания, но не устраняют их причин. Поэтому во время испытаний и наладки машин нужно стараться устранить причины, вызывающие колебания. Источниками колебаний могут быть несбалансированность вращающихся деталей (валов, маховиков; роторов), неточная регулировка зазоров в подшипниках, дефекты изготовления и сборки зубчатых колес и многие другие.