Выверка машины

Когда машина опустится на подкладки, приступают к проверке ее положения. Первую проверку делают, не притягивая машину к фундаменту. При этом следят, чтобы машина равномерно прилегала ко всем пакетам, и устраняют замеченные ошибки. Затем затягивают гайки на фундаментных болтах и начинают окончательную выверку машины.

Прежде всего для выверки машины выбирают установочную базу, т. е. такую поверхность машины, которая может служить постоянным ориентиром при всех проверках правильности положения машины на фундаменте. Для каждой машины установочная база выбирается индивидуально. В одном случае это может быть плоскость разъема корпуса машины, в другом — расточки поверхности валов, наружные кольца подшипников качения.

Изменяется положение машины при выварке добавлением или удалением подкладок. После каждой операции следует хорошо затянуть гайки фундаментных болтов, чтобы машина всегда стояла на плотно сжатых пакетах подкладок. В затянутом состоянии стыки пакетов проверяются щупом. Пластинка щупа толщиной 0,03—0,05 мм не должна входить ни в один стык глубже, чем на 3—5 мм.

При регулировании положения машины по высоте неудобно каждый раз приподнимать ее краном, а затем снова опускать на место. Ведь часто бывает необходимо изменить положение машины всего на несколько десятых и даже сотых долей миллиметра, иногда с одной только стороны. Для этого удобнее пользоваться специальными приспособлениями. К основным приспособлениям, употребляемым при выверке машин, относятся клиновые подкладки, регулирующие винты и башмаки.

Самыми простыми и наиболее употребительными являются клиновые подкладки, показанные на фиг. 19. Они представляют собой две стальные пластинки, одна из сторон которых обработана под небольшим углом {уклон 1 : 20). Если сложить две эти пластинки вместе и передвигать друг по другу, то расстояние между их наружными поверхностями будет изменяться. При этом продольное перемещение клина на 1 мм дает изменение толщины на 0,05 мм. Часто такими клиновыми подкладками пользуются только как регулирующими приспособлениями: приподнимают и опускают машину, одновременно изменяя толщину пакетов подкладок.


Фиг. 19. Выверка машины на клиновых подкладках

Труд монтажников можно сделать еще более производительным, если вообще отказаться от пакетов плоских регулирующих подкладок, а на их место поставить комплекты парных клиновых подкладок. В этом случае, окончив выверку машины, нужно только прихватить электросваркой клинья друг к другу.

Считают, что клиновые подкладки стоят дороже, чем плоские. Это верно, но зато клиновые подкладки экономят много труда при самой выверке. Как показывает опыт крупных монтажных организаций, применение клиновых подкладок себя оправдывает при монтаже самых разнообразных машин, толщина подливки которых (и, следовательно, толщина подкладок) не превышает 30—40 мм. При большей толщине клиновые подкладки становятся громоздкими.

В металлорежущих станках часто имеются регулирующие винты (фиг. 20, а). Такой винт служит только для изменения высоты машины и используется в сочетании с подкладками. В станках, которые часто подвергаются регулированию (шлифовальные, зубонарезные и т. п.), применяют более массивные и сложные приспособления. Конструкция одного из таких регулирующих башмаков показана на фиг. 20, 6. При использовании описанных устройств станок вообще не подливается, а только закрепляется фундаментными болтами.


Фиг. 20. Приспособления для выверки высотного положения машины.

Но вот выверка на тех или иных приспособлениях закончена. Теперь можно считать эти подкладки постоянными и подлить машину цементным раствором для окончательного закрепления ее на фундаменте. Такой способ наиболее прост и применяется для подавляющего большинства машин. Перед подливкой отдельные  подкладки в пакетах, как уже говорилось, надо приварить или прихватить друг к другу электродуговой сваркой.