Знаки и их размещение

Вернемся немного назад и рассмотрим снова схему фундамента, показанную на фиг. 10. Мы уже установили, что основание насоса должно находиться на уровне пола, т. е. на отметке 0,00. Но что делать, если мы ведем монтаж, когда пола еще нет? Да и сам по себе пол — бетонный или деревянный — не может служить надежным основанием для отсчета высоты. Ведь на нем могут быть отдельные неровности высотой в несколько миллиметров. Для ходьбы по такому полу это не имеет существенного значения, а для установки машины не годится. Следовательно, где-то вблизи машины должна быть жесткая точка, положение которой не изменяется и от которой можно проверять высоту установки машины, отметки болтов.

Далее нужно, чтобы оси насоса и электродвигателя совпадали. Это можно проверить до/и после установки машины. До установки проверяют положение болтов, измеряя расстояние до продольной оси фундамента. Например, болты 1 и 2 должны отстоять от продольной оси на 300 мм каждый, а фактически болт 1 отстоит на 300 мм, а болт 2— на 302 мм. Проверив положение всех остальных болтов, мы видим, что отклонения от проектных размеров не превышают допустимых и их можно легко исправить за счет зазоров между болтами и отверстиями в станинах машин.

Но где взять эту главную ось? Ведь ось — это условная и воображаемая линия в пространстве, которая заменяется тонкой металлической струной. Как правильно натянуть струну, чтобы она изображала ось фундамента?

Для этого вблизи машины должны быть две удаленные друг от друга точки, положение которых со временем не должно изменяться и по которым можно установить и выверить струну. Эти жесткие точки, закрепляющие положение осей и высотных отметок, называются знаками. Знаки, определяющие положение осей, называются плашками. Знаки высотных отметок называются реперами. Принимая фундамент, надо прежде всего проверить размещение плашек и реперов, необходимых для монтажа машины.

И плашки, и реперы лучше всего размещать на самом фундаменте. Бывает, что во время монтажа или даже много времени спустя нужно повторно проверить установку машины. Поэтому ни сама машина, ни цементная подливка -не должны закрывать знаки.

На схеме фундамента (см. фиг. 10) показаны две плашки Я и один высотный репер Р, расположенные вблизи краев фундамента.

Плашка — это кусок стальной балки, швеллера или другого профиля, заделанный в бетон. Для более прочной связи рекомендуется плашку приварить к арматуре каркаса. Рабочая поверхность плашки должна составлять не менее 30x150 мм. На фиг. 11, а изображена горизонтальная плашка. Положение оси на ней отмечается точкой, выбиваемой керном. Кернение должно производиться точно, с отступлением от оси, не более 0,5 мм в ту или другую сторону. Вокруг осевой точки кернением обозначают треугольник, одну из вершин которого обращают по направлению оси, а затем белой несмываемой краской наносят круг.


Фиг. 11. Осевые плашки.

Иногда для работы более удобной оказывается вертикальная плашка, расположенная на боковой стороне фундамента. Положение оси на ней указывают кернением ряда отвесно расположенных точек.

На одной плашке можно обозначить и горизонтальную, =и вертикальную оси. Такой случай показан на фиг. 11,6.

Репером обычно служит стальной стержень с полукруглой головкой (заклепка). На фиг. 12 показана установка репера в теле фундамента. Для лучшей связи репер, как и плашки, полезно приварить к арматуре.


Фиг. 12. Высотный репер.

Обычно на каждом фундаменте под ответственную машину нужно обозначить по крайней мере одну ось и одну высотную отметку. При монтаже сложных машин может потребоваться большее число осей и реперов. Это зависит от принятого метода ведения работ по выверке оборудования. Поэтому наиболее рациональной следует признать
разработку технологии монтажа заранее, до начала бетонирования фундамента. Монтажники должны сообщить строителям схему размещения реперов и плашек, наиболее выгодную для выверки оборудования. Именно так и поступают передовые монтажные организации при монтаже крупных объектов: прокатных станов, дробильных фабрик и т. п. Если в изготовленном фундаменте реперов и плашек нет, нужно потребовать, чтобы их установили.

Лишь при монтаже простого оборудования, не требующего большой точности установки машин относительно друг друга, можно обойтись без плашек и реперов. В этих случаях допустимо применять упрощенное закрепление осей и отметок с помощью знаков, наносимых на стенах здания или металлических конструкциях. Знаки обозначаются острой чертилкой, а на металлических конструкциях дополнительно отмечаются кернением. Все знаки заключаются в белый круг, который можно очертить мелом. Никогда не следует наносить знаки, постоянные или временные, на установленные машины. Может возникнуть необходимость изменить положение машины, и тогда все нанесенные знаки окажутся негодными.

Здесь было так много уделено внимания осям, отметкам и знакам потому, что они определяют качество монтажа машины. Бригадир или звеньевой на самостоятельном объекте не должен забывать об этом, принимая фундамент. Не следует жалеть ни сил, ни времени, чтобы добиться хорошей подготовки осей и отметок. Не надо при этом бояться обвинений в чрезмерной требовательности и даже придирчивости. Отличное качество монтажа будет лучшим доказательством правильности этих требований.