Пневматические и электрические дрели

Вручную отверстия сверлят главным образом пневматическими и электрическими сверлильными машинами разной конструкции, массы и мощности. В медницко-жестяницком деле обычно сверлят отверстия диаметром не более 10 мм, поэтому применяют сверлильные машины малой массы и небольших размеров. Часто сверлильные машины называют, соответственно, пневмодрелью и электродрелью.

Пневматическая дрель (рис. 66, с) состоит из корпуса 3 с рукояткой 5, внутри корпуса расположен двигатель, представляющий собой пятилопастный ротор. Движение ротора при помощи планетарного механизма передается ведомому шпинделю 2, на конце которого закреплен сверлильный патрон 1. В рукоятке 5 расположен пусковой механизм, действующий от курка 4. Сжатый воздух подводится по шлангу, соединяемому с футоркой резьбовым ниппелем 6.

При нажиме на курок 4 сжатый воздух из сети через шаровой клапан и каналы в рукоятке 5 поступает в корпус 3. Ротор вместе с лопатками вставлен в неподвижную часть двигателя, называемую статором. При расположении ротора в статоре эксцентрично образуется пространство. Сжатый воздух, проходя по каналу статора, поступает в пространство между ротором и статором и при этом давит на лопатки, заставляя тем самым ротор вращаться.

При своем вращении ротор вращает шпиндель 2, на котором закреплен сверлильный патрон для зажима сверла. Патрон вращает зажатое в нем сверло, которым и производится сверление отверстий.

На рис. 66, б изображена пневматическая угловая дрель, применяемая для сверления отверстий в стесненных местах, к которым нельзя или очень трудно подвести прямые сверлильные машины.

Пневматическая угловая дрель состоит из корпуса-рукоятки 8, внутри которого расположен механизм двигателя, состоящий из четырехлопастного ротора и корпуса-колена 7, внутри последнего расположена коническая зубчатая передача. Движение ротора при помощи планетарного механизма передается ведомому шпинделю и от последнего через зубчатую коническую передачу — шпинделю патрона. Сверлильный патрон 12 посажен на конус шпинделя. Пусковой механизм, действующий от кнопки 10, расположен в коробке 11. Сжатый воздух подводится шлангом, соединенным с футоркой резьбовым ниппелем 9.

В труднодоступных местах сверлят отверстия пневматическими дрелями, снабженными специальными насадками (рис. 66, в, г).

пневматические сверлильные машины
Рис. 66. Пневматические сверлильные машины:
а — прямая, б — угловая, в — прямая с насадкой, г — угловая с насадкой

Пневматические дрели устроены таким образом, что при пуске их в работу передаточный механизм допускает плавное нарастание числа оборотов сверла. При перегрузке машина останавливается,  чем предотвращается поломка сверла. Присоединение пневматической дрели к воздушной сети с помощью гибкого шланга позволяет использовать ее для выполнения работы в разных местах.

Правила ухода за пневматическими дрелями заключаются в следующем.

Перед началом работ следует:
убедиться в наличии и чистоте сетки в футорке;
смазать машину чистым турбинным маслом марки «Л», налив его в футорку до краев и поставив выключатель в рабочее положение; провернуть несколько раз машину за шпиндель, чтобы масло проникло внутрь машины;
продуть шланг и привернуть его к машине; опробовать машину и при исправности приступить к работе.

Во время работы следует:
включать машину в работу постепенно;
не следует давать машине работать вхолостую;
смазывать машину через 2—3 часа;
в случае остановки или неисправности машины сдать ее для исправления в инструментальную кладовую.