Изготовление паяного бака
Паяные баки, устанавливаемые на автомобилях, тракторах и других машинах с двигателями внутреннего сгорания, разделяются на бензиновые, масляные и водяные. В зависимости от конструкций указанных машин баки изготовляют различной формы и емкости.
На рис. 229, а показан паяный бак, изготовленный из оцинкованной стали. Основными частями бака являются: обечайка, днища, перегородки, отстойник, горловины сливная и заливная.

Рис. 229. Изготовление паяного бака: а — бак, б — соединение кромок обечайки, в — соединение перегородки с обечайкой, г — соединение днища с обечайкой
Технологический процесс изготовления бака состоит из операций: правки, разметки, разрезания, гибки, сверления, клепки, пайки, испытания на герметичность.
Обечайки паяных баков изготовляют из оцинкованной стали толщиной от 0,5 до 1 мм. При изготовлении обечаек пользуются деревянным макетом, который служит для раскроя листовой стали на заготовки и проверки размеров. Заготовки обечаек гнут на листогибочном трехвалковом станке. Согнутую заготовку обечайки по узкой стороне соединяют швом в замок. Шов согнутой обечайки (рис. 229,6) пропаивают оловянно-свинцовым припоем, состоящим из 50% свинца (так называемым «половинником»), применяя в качестве флюса хлористый цинк, соляную кислоту, нашатырь или канифоль. В обечайках малых баков швы делают шириной 5 мм, а в баках больших размеров — шириной 8—10 мм.
Для изготовления днищ применяют листы оцинкованной стали той же толщины, что и для изготовления обечаек; листы раскраивают на заготовки по специальным шаблонам. Днища могут быть плоскими и выпуклыми, выпуклые изготовляют вручную, применяя операции выколотки, отбортовки, разводки и посадки. Изготовленное днище проглаживают на пневматическом выколоточном молоте, проверяют по шаблону, затем обрезают края и опиливают напильником.
Перегородки изготовляют плоскими или с бортами из листов оцинкованной стали той же толщины, что и обечайки и днища бака. Перегородки с бортами изготовляют, применяя операции отбортовки, разводки и посадки. Перегородки после изготовления проглаживают на пневматическом молоте, проверяют по шаблону, обрезают края и опиливают напильником. Перегородки приклепывают к обечайке стальными заклепками (рис. 229,в), а затем шов пропаивают «половинником». Всю арматуру (горловины, отстойник и т. п.) приклепывают к обечайке стальными заклепками, а затем швы паяют.
Арматуру бака сначала устанавливают на нескольких контрольных болтах, затем сверлят остальные отверстия. Потом арматуру снимают, очищают отверстия от стружек и заусенцев и после этого окончательно приклепывают, а затем пропаивают.
Перед тем как собирать и паять обечайку с днищами, бак тщательно очищают от капель припоя, грязи или подтеков, затем промывают и насухо вытирают, так как остатки грязи и кислоты вызывают ржавление и разрушение деталей бака.
Днища соединяют с обечайкой швом в замок, который тщательно пропаивают (рис. 229,г). Для увеличения жесткости бака на обечайке делают рифты, которые служат также упорами при установке и заделке днищ. Бак до заделки второго днища должен быть осмотрен контролером технического контроля (ОТК).
После пайки бак испытывают на герметичность методом нагнетания в него воздуха под требуемым давлением и погружения в ванну с водой. Появление пузырьков воздуха в воде указывает на неплотность шва. Испытанный бак промывают внутри бензином или керосином, просушивают и смазывают внутри жидким машинным маслом, затем снаружи окрашивают. Во все отверстия, не закрываемые крышками, должны быть поставлены деревянные пробки.